Кривая забывания Эббингауза и повторение

Забывание — сложный и неравномерный процесс. В 1885 году немецкий ученый Эббингауз получил кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени. В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Именно по этой причине я любил повторить сложные моменты утром перед экзаменом и шел сдавать в числе последних.

кривая забывания Эббингауза

Зависимость объема памяти (в %) от времени (в днях). Через месяц в голове остается всего 21% от изученного.

Поскольку 2/3 информации забываются уже в первые 10 часов, наиболее полезно повторять основные моменты соазу после прочтения. Великий педагог Ушинский писал, что здание надо укреплять, когда оно еще стоит стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.

Эббингауз установил, что:

  • основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала.
  • осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
  • с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
  • заучивание целиком эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
  • «эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
  • если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

 

Повторение — мать учения

На основе кривой забывания Эббингауза была разработана методика повторения под условным названием «Запомнить надолго». В идеале по такой методике нужно учить все серьезные и объемные предметы в медуниверситете. Ничего сложного здесь нет. Методика предусматривает 5 повторений через определенные интервалы.

Режим «Запомнить надолго»:
Вы прочитали тему по учебнику.

  • Первое повторение — сразу по окончании чтения. Обычно это ответы по экзаменационным или контрольным вопросам к изучаемой теме.
  • Второе повторение — через 20 минут после первого повторения.
  • Третье повторение — через 24 часа после второго.
  • Четвертое повторение — через день (то есть через 48 часов после третьего).
  • Пятое повторение — через два дня (через 72 часа после четвертого).

кривая забывания и повторение

5 повторений позволяют информации надолго осесть в памяти.

Дни недели
1 2 3 4 5 6 7
Первое повторение сразу после чтения.
Второе — через 20 минут после первого.
Повторение через 24 часа после предыдущего Повто-
рение
Повто-
рение

Есть еще одна методика, которую я назвал бы «Быстрое запоминание». В книге О. Андреева «Учитесь быстро читать» она рекомендуется для повторения перед экзаменами уже изученного материала. Правда, в медуниверситете есть много объемных предметов (анатомия, фармакология и др.), где перед экзаменом не всегда успеваешь прочитать даже весь материал билетов.

Режим «Быстрое запоминание»:
Вы прочитали тему.

  • Первое повторение — сразу по окончании чтения.
  • Второе повторение — через 20 минут после первого повторения.
  • Третье повторение — через 8 часов после второго.
  • Четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

 

Мой опыт

На третьем курсе много серьезных предметов, которые желательно качественно учить в течение семестра. Для этого у меня были свои хитрости.

Фармакология и патологическая анатомия были 1 раз в неделю. После каждого занятия по фармакологии я покупал или ксерокопировал в лаборантской на кафедре 1 лист с методическими рекомендациями к следующему занятию. Там же была классификация лекарственных препаратов к теме (10-20 названий). Естественно, запомнить ее за один вечер и также изучить 10-20 страниц учебника с характеристикой препаратов нереально. Поэтому я доставал этот листик и учил классификацию несколько раз в день в транспорте. На 3-м курсе особенно много переездов, поэтому я старался рациональнее использовать это время. В результате за несколько дней до занятия я знал все названия чуть ли не наизусть. А чем еще заниматься в троллейбусе?

Патологическую анатомию (патан) в троллейбусе не прочитаешь, это книжка на 500-600 страниц и там надо вдумываться. 20-30 страниц текста на каждое занятие я изучал в несколько этапов. Занятия по патану были по средам.

  • Первый раз я читал тему вечером в четверг или в пятницу.
  • Второй — в воскресенье.
  • Третий — во вторник вечером.
  • Четвертый раз — в среду утром (у нас как раз была 2-часовая «форточка»).

Благодаря такой подготовке никаких сложностей и нервных потрясений не было, я не боялся, что во вторник не успею все выучить. Да и знания хранились в памяти намного дольше.

В следующий раз — про кривую обучения и «метод штурма».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Комментарии: 6
  1. Skio  (1 коммент.)

    Спасибо было очень интересно читать!
    В свое время долго изучал эту же тему (можно было еще про сон упомянуть и для чего вообще нужен процесс забывания)

  2. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    Все сразу не упомнишь. :smile:

    Сон нужен для усвоения и переработки информации мозгом. А само забывание тоже физиологично и служит для потери накопленного индивидуального отрицательного опыта.

  3. Роман  (3 коммент.)

    сон вообще много для чего нужен, это и отдых, и потеря интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».
    Но самое интересное — это сновидения, их скрытый смысл. А за это открытие спасибо ещё одному нашему коллеге, доктору Фрейду.

  4. Вадим  (1 коммент.)

    А как определить оптимальный объем порции информации для заучивания? И можно ли учить что то другое в промежутках между фазами?

  5. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    Оптимальный объем в каждом случае зависит от вашей работоспособности, срочности, интереса и сложности материала. Желательно планировать учебу так, чтобы она приносила удовольствие. И не забывать о повторениях.

    Что-то другое в промежутках учить можно, но однотипная информация имеет склонность «затирать» изученную ранее. Иными словами, после изучения иностранных слов лучше разбирать интегралы и производные, а не пытаться запоминать новые иностранные слова.

  6. Алексей  (1 коммент.)

    А можно как-то дешифровать строки из раздела «Режим «Запомнить надолго»:»

    — Четвертое повторение — через день (то есть через 48 часов после третьего).
    — Пятое повторение — через два дня (через 72 часа после четвертого).

    Честно говоря, у меня они вызывают ступор. На мой взгляд, намного проще составить схему, где точкой отсчета будет «завершение первичного освоения».

    Ответ автора сайта:

    Насчет ступора охотно верю, потому что сразу под списком находится таблица, где наглядно указаны повторения: в 1-й день (2 повторения), затем на 2-й день, 4-й и 7-й дни.

Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.