Забывание — сложный и неравномерный процесс. В 1885 году немецкий ученый Эббингауз получил кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени. В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Именно по этой причине я любил повторить сложные моменты утром перед экзаменом и шел сдавать в числе последних.
Зависимость объема памяти (в %) от времени (в днях). Через месяц в голове остается всего 21% от изученного.
Поскольку 2/3 информации забываются уже в первые 10 часов, наиболее полезно повторять основные моменты соазу после прочтения. Великий педагог Ушинский писал, что здание надо укреплять, когда оно еще стоит стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.
Эббингауз установил, что:
- основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала.
- осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
- с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
- заучивание целиком эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
- «эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
- если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.
Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.
Повторение — мать учения
На основе кривой забывания Эббингауза была разработана методика повторения под условным названием «Запомнить надолго». В идеале по такой методике нужно учить все серьезные и объемные предметы в медуниверситете. Ничего сложного здесь нет. Методика предусматривает 5 повторений через определенные интервалы.
Режим «Запомнить надолго»:
Вы прочитали тему по учебнику.
- Первое повторение — сразу по окончании чтения. Обычно это ответы по экзаменационным или контрольным вопросам к изучаемой теме.
- Второе повторение — через 20 минут после первого повторения.
- Третье повторение — через 24 часа после второго.
- Четвертое повторение — через день (то есть через 48 часов после третьего).
- Пятое повторение — через два дня (через 72 часа после четвертого).
5 повторений позволяют информации надолго осесть в памяти.
Дни недели | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Первое повторение сразу после чтения. Второе — через 20 минут после первого. | Повторение через 24 часа после предыдущего | — | Повто- рение | — | — | Повто- рение |
Есть еще одна методика, которую я назвал бы «Быстрое запоминание». В книге О. Андреева «Учитесь быстро читать» она рекомендуется для повторения перед экзаменами уже изученного материала. Правда, в медуниверситете есть много объемных предметов (анатомия, фармакология и др.), где перед экзаменом не всегда успеваешь прочитать даже весь материал билетов.
Режим «Быстрое запоминание»:
Вы прочитали тему.
- Первое повторение — сразу по окончании чтения.
- Второе повторение — через 20 минут после первого повторения.
- Третье повторение — через 8 часов после второго.
- Четвертое повторение — через 24 часа после третьего.
Мой опыт
На третьем курсе много серьезных предметов, которые желательно качественно учить в течение семестра. Для этого у меня были свои хитрости.
Фармакология и патологическая анатомия были 1 раз в неделю. После каждого занятия по фармакологии я покупал или ксерокопировал в лаборантской на кафедре 1 лист с методическими рекомендациями к следующему занятию. Там же была классификация лекарственных препаратов к теме (10-20 названий). Естественно, запомнить ее за один вечер и также изучить 10-20 страниц учебника с характеристикой препаратов нереально. Поэтому я доставал этот листик и учил классификацию несколько раз в день в транспорте. На 3-м курсе особенно много переездов, поэтому я старался рациональнее использовать это время. В результате за несколько дней до занятия я знал все названия чуть ли не наизусть. А чем еще заниматься в троллейбусе?
Патологическую анатомию (патан) в троллейбусе не прочитаешь, это книжка на 500-600 страниц и там надо вдумываться. 20-30 страниц текста на каждое занятие я изучал в несколько этапов. Занятия по патану были по средам.
- Первый раз я читал тему вечером в четверг или в пятницу.
- Второй — в воскресенье.
- Третий — во вторник вечером.
- Четвертый раз — в среду утром (у нас как раз была 2-часовая «форточка»).
Благодаря такой подготовке никаких сложностей и нервных потрясений не было, я не боялся, что во вторник не успею все выучить. Да и знания хранились в памяти намного дольше.
В следующий раз — про кривую обучения и «метод штурма».
Спасибо было очень интересно читать!
В свое время долго изучал эту же тему (можно было еще про сон упомянуть и для чего вообще нужен процесс забывания)
Все сразу не упомнишь.
Сон нужен для усвоения и переработки информации мозгом. А само забывание тоже физиологично и служит для потери накопленного индивидуального отрицательного опыта.
сон вообще много для чего нужен, это и отдых, и потеря интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».
Но самое интересное — это сновидения, их скрытый смысл. А за это открытие спасибо ещё одному нашему коллеге, доктору Фрейду.
А как определить оптимальный объем порции информации для заучивания? И можно ли учить что то другое в промежутках между фазами?
Оптимальный объем в каждом случае зависит от вашей работоспособности, срочности, интереса и сложности материала. Желательно планировать учебу так, чтобы она приносила удовольствие. И не забывать о повторениях.
Что-то другое в промежутках учить можно, но однотипная информация имеет склонность «затирать» изученную ранее. Иными словами, после изучения иностранных слов лучше разбирать интегралы и производные, а не пытаться запоминать новые иностранные слова.
А можно как-то дешифровать строки из раздела «Режим «Запомнить надолго»:»
Честно говоря, у меня они вызывают ступор. На мой взгляд, намного проще составить схему, где точкой отсчета будет «завершение первичного освоения».
Ответ автора сайта: