Вот уже лет двести как алкоголизм и наркомания относятся к заболеваниям психики, однако и сегодня еще остаются те, кто думает, что речь идет о падении морали отдельно взятого индивидуума. Отсюда и происходят абсурдные советы больным вроде «взялся бы ты за ум», «собери волю в кулак» и т.д. Такая неосведомленность способствует процветанию мифов о людях, которые, казалось бы, «просто распустились». Так закрепляется искаженное представление о тех, кто столкнулся с тяжелой медико-социальной проблемой. На самом деле понятия морали, силы воли не имеют приписанного им значения. Достаточно сказать, что «человеческий и моральный облик» зависимый теряет постепенно, по мере того, как болезнь разрушает его здоровье, в том числе психическое. А в начале формирования приверженности к расслаблению с помощью психоактивных веществ были у последнего и мораль, и сила, и воля, и человеческий облик…
Следует понимать, что такие психические заболевания, как наркотическая или алкогольная зависимость, в каждом случае обусловлены несколькими причинами. Значение имеет бесчисленное количество факторов — генетика, воспитание, социум, жизненные обстоятельства и т.д. Общество, со своей стороны, может повлиять только на определенные из них. Может, например, ограничить время и место продажи алкогольных напитков, предотвратить распространение на территории страны крупных партий наркотиков… Со всем же остальным придется разбираться специалистам и заинтересованному в выздоровлении пациенту.
Главный нарколог Министерства здравоохранения, кандидат медицинских наук Алексей АЛЕКСАНДРОВ и доцент Белорусской медицинской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук Олег АЙЗБЕРГ объясняют, что следует понимать зависимым и тем, кто рядом с ними. Словом, развенчивают особо популярные заблуждения.
1. Есть мнение, что алкоголизм и наркомания — проблема потери морали. Проблема здесь не просто в том, что прежнее изгнание дьявола из тех, кто злоупотребляет, оказалось неэффективным. Засилье морализаторства в обществе обязательно провоцирует возникновение моральной паники, панических настроений. Частое употребление в отношении к теме алкоголизма слов военной терминологии — «борьба», «преодоление» — завышают настоящую угрозу и в конце концов вызывают в обществе нездоровую озабоченность.
На фоне «моральной паники» относительно тех же наркотиков особенно абсурдно выглядит толерантное отношение нашего общества к пиву и более крепким алкогольным напиткам. В идеале общество должно выработать абсолютно одинаковое отрицательное восприятие любых психоактивных веществ. Отдавать предпочтение некоторым из них — значит, по крайней мере, не добиться снижения количества зависимых.
Кстати, зарубежные ученые сегодня располагают точной информацией относительно того, какой подход общества к решению проблемы снижения вреда от вышеупомянутых зависимостей является наиболее эффективным — морализаторский (объявление словесной войны наркотикам и алкоголю) или внедрение специальных программ по снижению вреда (развитие сети реабилитационных центров, открытие пунктов обмена шприцев, применение заместительной терапии и др.). Более эффективно показал себя подход прагматичный — внедрение программ по снижению вреда. Достаточно сказать, что именно такая практика влияет на серьезное снижение числа новых случаев заражения ВИЧ.
2. Есть мнение, что наркозависимые однажды обязательно становятся на криминальный путь. Для того, чтобы было на что купить очередную «дозу», приходится грабить и даже убивать. Однако по экспертным оценкам, в нашей стране наркотики употребляет около 50 тысяч человек. Уголовные сведения при этом не подтверждают, что все эти люди совершили в своей жизни воровство или убийство.
3. Есть мнение, что среди других видов зависимостей самой пагубной является наркотическая. Для здоровья отдельного человека так и есть, поскольку даже однократное внутривенное введение наркотика может стать смертельным. А вот если говорить о здоровье общества, то для него наибольшую угрозу представляет, безусловно, табак (затем — алкоголь, и только потом — наркотики). Обусловлено это прежде всего масштабами распространенности перечисленных видов зависимостей. От болезней, связанных с курением, у нас ежегодно погибает свыше 15 тысяч человек. По причине же употребления наркотиков — в разы меньше.
4. Есть мнение, что каждый наркоман за свою жизнь втягивает в зависимость до 20-50 человек. Если бы это полностью соответствовало реальности, то всего за несколько десятилетий все наши граждане были бы вовлечены в употребление нарковеществ. Более правомерно говорить о существовании определенных «групп риска». В группе риска находятся, например, люди с отягощенной наследственностью. Сегодня изучается свыше 60 генов, которые, как предполагается, имеют отношение к формированию зависимости от психоактивных веществ.
5. Есть мнение, что после так называемых «легких» наркотиков потребитель обязательно переходит на «тяжелые». Так обычно запугивают учащихся старших классов. Однако довольно существенное количество подростков знает тех, кто пробовал «легкие» психоактивные вещества, либо сами приобщались к этому делу, но переход на более «тяжелые» не произошел. Так у молодежи рождается понимание, что под «запугиванием» всегда скрывается обман. Таким образом возникает недоверие и ко всей другой информации, которую предоставляют взрослые.
6. Есть мнение, что главный способ лечения алкоголизма — кодирование. Единственным методом борьбы с пагубной привычкой некоторые считают гипноз, или кодирование. Однако когда после лечения подобного рода происходит срыв, у самого зависимого и его близких возникает негативное отношение ко всем видам врачебной помощи: мол, тут уж ничего не поделаешь… На самом деле гипнотическое воздействие подходит только людям с особым складом психики, а потому «назначить» подобное вмешательство должен специалист, а не близкие больного. Кроме так называемого кодирования, существует довольно богатый арсенал средств и возможностей расставания с зависимостью и жизни в ремиссии. Но для успешного результата сам зависимый должен сначала признать себя больным и обратиться к врачу-наркологу.
7. Есть мнение, что зависимые женщины гораздо хуже мужчин поддаются лечению. Действительно, известно, что психоактивные вещества, в том числе алкогольные напитки, иначе воздействуют на слабый пол. При одной и той же дозе мужчина и женщина одинакового веса будут по-разному себя чувствовать. В организме женщины этиловый спирт усваивается медленнее, и поэтому она пьянеет быстрее мужчины. Правда и то, что у женщин немного иначе формируется и протекает зависимость, — главным образом, потому, что они «до последнего» стараются скрывать от окружающих свое пристрастие, а значит, позже попадают к специалисту. Однако пока нет научных данных относительно того, что у женщин зависимость — та же алкогольная — приобретает более тяжелые формы и труднее поддается лечению. Более важной будет мотивация, а не половая принадлежность.
Светлана Борисенко, 7 октября 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=87039
Читайте также: