Проблема с кадрами в обычных поликлиниках пока сохраняется. Врачей не хватает. Сами медики видят проблему прежде всего в высоких нагрузках — они не хотят и не могут выдерживать перегрузки за любые деньги. А тем более за малые деньги, что отмечается медиками уже как вторая часть кадровой проблемы, на первом уровне — оказание медицинской помощи. Как же разгрузить врача? Как уменьшить очереди в поликлиниках? Оказывается, задача не такая уж неразрешимая. Своим взглядом на ситуацию делится член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов.
— В 2006 году я возглавил центральную районную поликлинику № 34 г. Минска. За те шесть лет, пока я был главным врачом, мне с группой единомышленников удалось разработать целый бизнес-план, реализация которого должна была наладить работу по-новому. Чтобы пациенты наконец перестали жаловаться, а врачи перегружаться. Наше учреждение первым начало внедрять информационные технологии в здравоохранении. Была создана электронная регистратура. Когда пациент звонил, чтобы взять талон на прием, оператор вводил в компьютере его фамилию и получал другие необходимые сведения — адрес, телефон, количество посещений поликлиники этим пациентом. Это значительно сокращало время на регистрацию. Параллельно мы внедрили аудио и видеозапись этого разговора. Так что через короткое время удалось избавиться от целого ряда жалоб от пациентов о той же невозможности дозвониться и неточности регистратора. После этого, как только ко мне в кабинет заходил очередной возмущенный пациент, я честно предлагал: давайте посмотрим видеозапись вашей беседы с регистратором. Если мы увидим, что она действительно вас оскорбила, то я сразу же увольняю ее с работы; если же ситуация была иной, я вызываю юриста и мы обвиняем вас в клевете. Ни один на такой просмотр так никто и не согласился, а через короткое время жалобы прекратились в принципе. Словом, дисциплинированными стали и регистраторы, и пациенты.
Далее был создан сайт поликлиники, введена программа заказа талонов через интернет. Причем через короткое время талоны стали персональными, поскольку в компьютерной базе была размещена информация обо всех 40 тысячах наших пациентов. Теперь мы увидели, кто и сколько раз заказывает талоны. И обнаружился интересный момент. 2 процента — а это 800 человек — ходят в поликлинику… просто так! 20 человек заходят в поликлинику ежедневно, с перерывом только на выходные.
Первыми мы внедрили и электронный рецепт. 36 процентов пациентов, закрепленных за нашей поликлиникой, — люди пенсионного возраста, каждый из них имеет от трех хронических диагнозов. Представьте, что такому больному нужен не один, а шесть и больше рецептов. Выписать хотя бы шесть рецептов сроком до шести месяцев — значит заполнить 36 бумаг! Это час, если не больше. А выписка одного электронного рецепта занимает 30-40 секунд. А все потому, что на каждом рабочем месте у нас появился компьютер с локальной сетью. Врачу достаточно открыть амбулаторную карточку пациента, указать лекарства и напечатать на специальном бланке. Одновременно мы получаем возможность отслеживать, грубо говоря, в какую сумму обходится лечение Иванова. Ведь из аптеки поликлиника получает информацию о том, какие препараты, на какую сумму выписаны. Это существенно для государственного здравоохранения, поскольку речь идет о препаратах по льготной цене. Мы также узнаем, склонен ли больной вообще лечиться — приобретал ли он прописанное врачом. Так мы можем снять с врача безосновательное обвинение в том, что он «плохо лечит». Вообще не секрет, что всего 40 процентов людей остаются склонными к лечению, остальные же небрежно относятся к своему здоровью — кое-что принимают только время от времени или вообще игнорируют рекомендации врача.
Появилась у нас постепенно и возможность заказывать талон через инфокиоск, который фактически дублирует работу сайта и где можно получить любую необходимую информацию, получить дубликат потерянного талона. На всю эту работу мы тратили только заработанные самим учреждением деньги. В конце концов не прогадали. Информационные технологии помогли нам разгрузить регистратуру, которую раньше просто заваливали тысячами вопросов и у которой постоянно стоял «хвост». Такого уже нет. Когда пациент заказал талон на завтра, медсестра печатает ведомость всех пациентов и заранее относит карточки в кабинет.
Теперь этими разработками пользуются все поликлиники столицы и даже некоторые поликлиники республики. Наибольшую активность здесь проявила область.
В планах было и введение электронного звонка. Думаю, что это тоже появится в скором времени. По автодозвону на прием будут приглашать тех, кто забывает, например, ежегодно проходить флюорографию или диспансеризацию.
— А что это за 2 процента пациентов, которые ходят в поликлинику чаще, чем за хлебом?
— Знаете, я не раз видел, как бабушки собираются в холле, занимают друг другу очереди. Такие бабушки есть в каждой поликлинике. Они собираются в свой «клуб» — просто чтобы увидеться, поговорить. Но медицинское учреждение имеет свои конкретные задачи. Мы должны лечить и не можем брать на себя социальные функции. Как объяснить это людям? Полагаю, таким образом: ввести оплату. Символическую, в размере, скажем, одной поездки на транспорте, а это сегодня 3700 рублей — за услугу выдачи талона. В Швеции есть подобная практика. Там пациенты оплачивают первые 10 консультаций специалиста — дальше бесплатно. Это решило проблему необоснованных визитов. У нас же именно такая практика нарушит Конституцию, поэтому нужен другой вариант.
— Обычно проблемой было то, что нашего человека и бесплатно к врачу не загонишь. До тех пор пока сильно не припечет… Уж не отсеется ли вместе с бабушками, которым негде больше собраться, и часть тех, кто вообще не заботится о своем здоровье?
— Это предложение нужно обсуждать. Допустим, какое-то количество посещений останется бесплатным, а то, которое сверх нормы — за символическую плату. До ста раз в год ходить в поликлинику точно нет никакого смысла. Поэтому некоторые категории граждан и не могут попасть на прием. А осознавая это, не хотят идти вообще. Все же мы должны уходить от иждивенчества, которое так сильно укоренилось в нашем обществе в различных областях. Тот, кто платит значительно больше за консультации в коммерческих медучреждениях, не ходит туда просто поговорить. И каждое слово врача не просто слушает — записывает. Врач ничего не должен пациенту. Пациент должен выслушать и выполнить.
— Каким вы видите развитие платных услуг в поликлиниках, если осуществлять их там приходится тем же врачебным составом, на том же диагностическом оборудовании, что и услуги бесплатные?
— Я за развитие платных услуг. Если пациенту положено проведение обследования бесплатно, а его направляют сделать платно, это грубое нарушение. А если пациент сам хочет получить какую-то медицинскую услугу, он должен иметь такую возможность. И здесь требуется разграничение. Обычный прием — в одно время, внебюджетный — в другое. Я в своей поликлинике вообще брал дополнительных специалистов.
— Что вы посоветуете делать для сохранения здоровья?
— Во-первых, не игнорировать диспансеризацию — раз в год нужно явиться в поликлинику и пройти основных специалистов. На следующий год можно будет появиться, может быть, только к одному терапевту. После 40 лет нужно найти время показаться офтальмологу, мужчинам — и урологу, женщинам после 50 лет — пройти маммографию.
Во-вторых, слушать и слышать специалистов. Наши люди еще очень слабо ориентированы на сохранение собственного здоровья. Ты говоришь пациенту, у которого артериальное давление под 180, что ему срочно нужно принять препарат и обследоваться. А он может тебе в ответ: «Не надо, я себя нормально чувствую». И как тут предупредить у него инфаркт или инсульт? Если у человека уже есть хроническое заболевание, то задача медика — стабилизировать или улучшить его состояние. Врач может сказать: надо бросить курить и не злоупотреблять алкоголем, начать есть, как я люблю говорить, на «полведерка» меньше и больше ходить пешком. Однако наш человек любит повторять: я мало курю, мало пью пива… Он возвращается на прием через полгода — а здоровье только ухудшилось.
В-третьих, раз в год нужно делать флюорографию. Туберкулез, рак легкого — серьезные патологии, которые можно выявить на самом раннем этапе с помощью этого несложного исследования. Нужно сдавать и анализы. По обычному анализу мочи можно увидеть, как работают многие органы — не только почки. По общему анализу крови можно узнать воспалительный процесс, о том, где именно он протекает — в ротовой полости или это какая-то инфекция, можно заподозрить наличие онкологического процесса. По биохимическому анализу крови можно узнать о работе почек, печени, сердца. Будут выявлены какие-то отклонения — значит, можно обследоваться дальше другими методами.
— А что делать ежедневно?
— Просыпаться в хорошем настроении. Понимать, что проснулся только для себя. Твое здоровье нужно только тебе. А поэтому… двигайся. Чем больше, тем лучше. Следи за весом. И здесь не надо обманывать себя, если летом во время пребывания на море вы потеряли два килограмма. В первую очередь вы лишились воды, а потому килограммы быстро вернутся на место. Нужно пить достаточное количество жидкости — 1,5-2 л в день. Ограничивайте кофе. Если есть патология со стороны почек и сердца, с водой нельзя перебирать, чтобы не получить отеков. Питание — рациональное, сбалансированное, дробное — можно до пяти раз, но это должны быть действительно небольшие порции.
— Что делать, если есть «плохая» наследственность по сердечно-сосудистым, онкологическим заболеваниям?
— По наследству передается только предрасположенность. Однако качество и продолжительность нашей жизни — дело только наше. Медицина во многом способна на чудо, но надо слушать врача, выполнять его рекомендации, работать над собой. Более требовательно относиться не к здравоохранению, а к себе. Никто же нас за руки не держит, чтобы мы хотя бы физкультурой занимались. Я дважды в неделю хожу на тренировки и хорошо осознаю, что это нужно только мне.
— Биологически активные добавки, фитотерапия нужны?
— Употребление витаминов и микроэлементов, если их не хватает в рационе, — только на пользу. Это будет уместно и в холодное время года, и в борьбе с усталостью, инфекционными заболеваниями. Снадобья требуют осторожного использования, поскольку в высоких дозах могут обладать токсическим эффектом. Те же цветки липы в повышенной концентрации оказывают кардиотоксический эффект. Лучше тогда брать аптечные сборы — там учтена доза, продолжительность приема. Однако если уже есть серьезные «поломки», то надо не в интернете вычитывать недостоверную информацию, а идти к врачу. А врачу всегда нужно доверять. Тогда и результат будет соответствующий.
— Каких изменений стоит ждать в здравоохранении в ближайшее время?
— Законопроект о лекарственных средствах находится сегодня на стадии разработки. Один из обсуждаемых моментов — фармакоэкономика. Необходимо все внимательно просчитывать. Так, например, один дорогой, но двухкомпонентный препарат может быть более эффективным и по факту более дешевым, чем два дешевых препарата, длительное употребление которых обойдется бюджету дороже. Еще ведутся разговоры о том, чтобы первые три дня листка нетрудоспособности оплачивало само предприятие. Руководителю в конце концов нужно позаботиться о том, чтобы его работники работали в хороших условиях, были вовлечены в какие-то физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Светлана Борисенко, 30 июля 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/07/46629.html
Читайте также: