Сентябрь и школа — слова-синонимы, и это нормально. Школа и труд — тоже нормально. А школа и неврозы, как вам такое сочетание? Увы, они уже давно топают рядышком. Это не новость и не открытие, каждый из нас видит на примере собственных детей и внуков — они, словно космонавты при выходе на орбиту, терпят в школе колоссальные перегрузки. У первоклассника пять уроков в день — обычное дело, старшеклассники проводят в классах 6–7 часов, гимназисты — и того больше. Чувствует ли кто-нибудь из вас, уважаемые взрослые, готовность и способность напряженно работать семь часов подряд? Нам такое не под силу, мы всегда имеем возможность размяться, перекурить, заварить кофейку, рассказать сослуживцам байку или анекдот. Такой возможности у детей нет, их переменки длятся 10 минут, до туалета добежать да из класса в класс перейти — все, что они успевают. И наступает недобрый день, когда что-то ломается, психика не выдерживает: ваш всегда послушный сын огрызается в ответ, беспокойно спит, жалуется на усталость, головную боль, мочится в постель… Да и вид у него такой, что сразу ясно: жизнь не в радость.
В школьной жизни детей психотерапевты отметили три пика обострения их проблем. Первая «волна» приходится уже на конец первого класса: еще осенью бежал в школу с цветами и улыбкой, а зимой слышать о ней не хочет. Вторая «волна» настигает ученика при переходе в пятый класс: начальная школа закончена вполне благополучно, но неожиданно встает множество вопросов. И третья «волна», прямо девятый вал, накрывает ребят 8–9-х классов: у этих вообще все очень сложно…
Можно ли избежать разрушительных школьных штормов, каковы их причины, как помочь ребенку благополучно и без потерь добраться в порт назначения?
Невротики из первого «А»
Нет мира под оливами, и уже в начальной школе могут возникнуть две серьезные проблемы: ребенок не «берет» школьную программу, отстает от сверстников, замыкается. Вторая беда — конфликт с учителем, превращающий его жизнь в постоянную муку.
Частенько бывает так: к школе малыша готовили, он радовался своему взрослению, охотно демонстрировал ранец и учебники. Но в школе все оказалось по-другому: надо говорить и молчать, ходить и сидеть не тогда, когда хочется, а когда можно и нужно. Новые условия смущают ребенка, он напуган. Бывают ребята с так называемым «психическим» или «психофизическим инфантилизмом», которые приносят в школу свои игрушки и вместо уроков играют в куклы, машинки, они ходят по классу, когда им захочется, очень удивлены, если их за это наказывают. Опытные учителя обычно справляются с такими ребятами, но лучше все же обратиться к невропатологу за помощью, иногда таким детям даже дается отсрочка на год от школы.
Говорят, в начальной школе родители часто «учатся» вместе со своими детьми: вместе выполняют домашние задания, «подтягивают» его. Это понятно, ребенок еще нуждается и в помощи, и в контроле, но вот тащить в отличники или хорошисты того, кто слабоват, не надо. Нельзя программировать малыша только на высокие отметки, завышать требования к нему. Все знают — выше головы не прыгнешь, у каждого своя планка.
Если перегнуть палку, то у ребенка могут появиться реакции протеста (пропадает интерес к учебе, школе) и невротические реакции: плаксивость, раздражительность, истерика, как только речь заходит об учебе. Вот и решайте, что вам важнее: вырастить здорового ребенка со средним баллом в аттестате или больного отличника.
Особый случай — это дети с замедленным психическим развитием. Если они своевременно не попадают в класс выравнивания, учеба превращается для них в ад. А до интегрированного обучения в наших школах еще далеко…
Детей, у которых сложились напряженные отношения с учителями, немало. Но бывает так, что конфликт и вовсе выходит за рамки класса, за границы понятия «не сошлись характерами».
… Директор проверял дневники старшеклассников, давая разнос за небрежность и неаккуратность. Обстановка в классе была нервозной, приближалось родительское собрание. Несколько дневников просмотреть не успел, прозвенел звонок. «А с вами завтра разберусь», — пообещал сурово. Ожидание расплаты, одно лишь предчувствие неизбежного наказания привело девчонку к тяжелейшему нервному срыву: она потеряла речь и 2 месяца не разговаривала, пока ею не занялись психотерапевты.
…Девушка написала письмо учителю с признанием в любви. Решиться на такое ей было нелегко — нежная, мечтательна я, фантазерка, она жила в мире своих грез, долгое время была «влюблена» тайно — просто поджидала педагога, наблюдала за ним. Учитель не придумал ничего лучшего, чем прочесть любовное письмо перед классом. Дома девушка горстью выпила все бабушкины таблетки, попала в больницу и долго лечилась от депрессии.
Справедливости ради нужно признать, что приведенные примеры все-таки из ряда вон выходящие, обычно случаются конфликты попроще, не такой разрушительной силы, но все же очень болезненные для ребенка. В большинстве случаев, когда педагог повел себя не лучшим образом, он все-таки идет со временем на попятную, готов к миру, понимая бесперспективность борьбы с ребенком. Но родители, особенно мамы, очень часто к заключению мира не готовы, они оскорблены, возмущены несправедливостью. Так конфликт переходит в новую плоскость: педагог — родитель.
Второклассники катались на ледяной горке. Один упал, выбил передний зуб. Говорят, его толкнул дружок, но вины за собой не признает. На «хулигана» навалилась вся школа: учительница, педсовет, мама пострадавшего объявила перед классом: «Не дружите с ним, он и вас покалечит, бандит».
Виновный страшно переживал: отказался ходить в школу, но и дома оставаться один боялся, плохо спал, стал мочиться и пачкать трусы. Специалист определил — тяжелейший невроз, на месяц освободил ребенка от занятий в школе. Маме и педагогу, к сожалению, так и не удалось найти общего языка, при встрече они вновь обвинили и оскорбили друг друга. Мальчика пришлось переводить в другой класс, где он успокоился, признаки невроза отступили.
Меры профилактики со стороны родителей
Старайтесь ладить с учителем, слышать его и понимать. Никогда не обостряйте мелких конфликтов и ссор, гасите их всеми средствами, ведь речь идет, в конце концов, о благополучии и комфорте вашего ребенка.
Не впадайте в амбиции. Замечено, что чаще всего конфликтуют родители образованные, интеллигентные, но с высоким уровнем притязаний.
Постоянно держите связь с учителем. Забирая ребенка из школы, интересуйтесь не только его успехами, но и тем, как он ладит с другими, как чувствует себя в классе. Обо всех особенностях своего маленького ученика расскажите обязательно: очень робкий, стесняется взрослых, тихо разговаривает или, наоборот, чересчур шумный, неуправляемый, непоседа. Пусть негодование и усталость учителя лучше выплеснутся на вас, чем на вашего ребенка. А вы твердо пообещайте учителю, что разберетесь с малышом. Ваша родительская интуиция вам обязательно подскажет, стоит ли наказывать ребенка за данный проступок или лучше промолчать.
Меры профилактики со стороны педагогов
Будьте осторожны с детьми, особенно с теми, которые «не как все». Не произносите злых слов, щадите их, умейте взять себя в руки. Дети, конечно, не ангелы, с ними бывает трудно ладить и родным, но жизнь сегодня у всех трудна, все мы вздернуты… Суицид и попытки суицида у детей случаются нередко, и причиной их часто становится грубое слово взрослого, не в последнюю очередь — педагога…
Конфликты в пятом классе
Переход в пятый класс — всегда тревожное время для ученика и родителей — все как бы начинается сначала: новые учителя, новые требования, растущие нагрузки. И вчерашний благополучный хорошист вдруг чувствует, что почва уходит из-под ног: не успевает, не справляется, четверки и пятерки вдруг сменяются тройками, вот уже и на собрании «склоняют», а классная подозрительно смотрит: как это ты был отличником?
Бороться с новой ситуацией ребенку трудно, и он отступает — прогуливает уроки, а то и прямо заявляет родителям, что в школу больше не пойдет. «Его словно подменили!» — плачет мама.
Ребенок, конечно, тот же, но обстоятельства стали иными. Учитель начальной школы все-таки особенный человек, почти мама своим детям, и, работая с маленькими учениками, наверняка дает им поблажку, тянет слабеньких, умудряется задержаться на трудной теме, чтобы втолковать непонятное каждому. У предметника такой возможности нет, он дал урок — и ушел, а что ученик не понял — его проблема, доходи своим умом. И родители не всегда помогут, математика в 5–6-х классах — это уже не работа со счетными палочками…
И опять появляются реакции протеста, но это уже не просто уход из школы, как в 1-м классе, чаще это уход из дома, связь с асоциальными компаниями, первые шаги к спиртному, наркотикам, неврозам, депрессивным расстройствам. Особо хочется остановиться на психосоматических заболеваниях. До 5-го класса ребенок был вполне здоров, а тут масса жалоб: боли в животе, в сердце, суставах; каждое утро вдруг среди полного здоровья поднимается высокая температура — до 39 градусов… Мамы бегают по врачам, те в свою очередь назначают обследования: УЗИ, кардиограммы. Но все эти проблемы вторичны, они вызваны ребенком на «защиту» себя, они — расплата за сверхвысокие нагрузки в школе и сверхвысокие задачи, которые ставят перед ребенком родители. «Падение с пьедестала» болезненно и для взрослого, но для ребенка — вдвойне. И здесь вам нужен не педиатр, а психоневролог.
Меры профилактики со стороны родителей
Нельзя ожидать от детей слишком многого только потому, что вам так хочется. Ваши требования к ребенку справедливы, если ему по силам. Что толку требовать от вас, чтобы вы пели, как Карузо? Если папа или мама были отличниками в школе и вуз закончили с «красным дипломом», это совсем не значит, что отпрыск должен повторить ваши успехи. Не понимая этого, давя и требуя, можно успешно превратить ребенка в невротика.
Есть хорошие, нормальные дети, чьи успехи в школе всегда колеблются между тройкой и четверкой. Повод ли это для истерик? В конце концов, тройка тоже оценка. Бывает полезно просто «отпустить вожжи»: время идет, ваш ученик взрослеет, как говорят, берется за ум.
Конфликты в девятом классе
И, наконец, третья «волна» — это подростковый возраст. Это сложное время и для ребят, и для родителей. Идет бурное половое созревание, эндокринная система напряжена.
Утром подросток часто пребывает в прекрасном настроении и ему хочется обнять весь мир; к обеду все становится мрачным, жить не хочется, а вечером как ни в чем не бывало он идет на дискотеку. Такие перепады настроения у подростков и создают почву для поведенческих проблем. Он грубит, огрызается, не терпит нравоучений, уходит с компанией, нередко пробует спиртное, наркотики. Чаще всего это происходит тогда, когда в школе, да и дома, ребенка унижают, оскорбляют или вообще перестают на него обращать внимание. В этом возрасте они нуждаются во внимании не меньше, чем в младшем: врачи отмечают возрастание процента суицидальных попыток, нередко завершенных.
Так что, взрослые, учителя и родители, будьте бдительны! Помните, если ваши отношения с ребенком зашли в тупик, обратитесь вовремя к детскому психоневрологу.
Есть в Минске телефон доверия, отделение пограничных состояний. И, наконец, есть Республиканская психоневрологическая больница в Новинках, где открыта школа, здесь лечат и обучают одновременно.
В западных странах психоаналитики и психотерапевты — самые популярные и посещаемые специалисты, а наш страх перед психиатрией — генетический, происходит из того времени, когда она была карающей. Если все-таки побаиваетесь идти на прием по месту жительства, а потребность такая есть, обращайтесь в коммерческие медицинские учреждения, где ребенка анонимно проконсультирует специалист высокого класса.
Валентина ДУБОВСКАЯ, психиатр, психотерапевт. Татьяна ШАРОВА, наш корр.
Журнал «Здоровье и успех», № 9 за 1997 год.
Читайте также:
Ребёнок учится четвертый год… И столько же лет терпим учительницу. Ещё в первом классе отобрала десять по её меркам самых способных детей и изначально с ними занимается. Остальные дети — как нагрузка. Заметно, что более негативно относится к мальчикам (в конце каждого учебного года кто-то из детей уходит). И все мальчики. К моему сыну учительница относится особо негативно. Только непонятно, кого она ненавидит (меня ли ребёнка). Ребёнок способный, но учительница ребёнка просто загнобила, он ей просто не нравится и всё. Сначала унижала при всём классе и упрекала говоря, что он всё делаем не сам. Теперь видя, что сын отказывается от помощи других при выполнении заданий на уроке, снова упрекает, говоря, что он плохой человек если себя так ведёт. Во всём видит только недостатки, хорошо видно, что он её просто раздражает во всём. Ребёнок учась у такой учительницы стал похож на затравленного зверька. Другим детям делает поблажки, моего же постоянно долбасит не понятно за что. Открыто видно, что любимым ученикам завышает оценки, а моего постоянно опускает в учёбе. Только-только ребёнок придёт в себя, начнёт набирать хорошие оценки, только начнёт общаться с другими детьми, как начинается гнобление и ребёнок замыкается. На контакт учитель самостоятельно не идёт, всячески избегает встреч со мной, а при директоре я сама не хочу. Боюсь, что наговорит такого, что в пятый класс не возьмут. Вот и терпим. Когда терпение заканчивается, то прогуливаем школу (обычно так происходит в самом конце семестра). Да и какие то дополнительные мероприятия (праздники, экскурсии, линейки и т.д. нет желания посещать).