Замечали, что раскрывать душу легче перед незнакомыми людьми? Мы способны рассказать свою биографию случайному знакомому, попутчику. И наоборот, поделиться чувствами с близким человеком бывает не так просто. А вдруг не поймут, осудят, отвернутся?.. Особенно это актуально для подростков. Разве расскажешь матери о первой любви или конфликте в школе? Разве признаешься папе, что его сын мечтает не о военной карьере, а о театральных подмостках? Уже пятнадцать лет в Беларуси работает телефон доверия для детей и подростков, созданный именно для таких ситуаций — когда молчать уже невозможно.
Кризисный возраст. Три этапа
Консультант телефона доверия Наталья отмечает, что еще десять лет назад дети охотнее обращались в службу психологической помощи. Современные школьники чаще решают свои проблемы в интернете — на различных форумах и сайтах. Поэтому почти половина звонков сейчас поступает от родителей. Взрослых, понятно, интересуют вопросы воспитания. Чаще всего проблемы возникают с подростками. Но на телефон доверия обращаются и родители маленьких детей.
Существует такое понятие, как кризисный возраст. Первый подобный этап дети проходят в три года. Капризы, истерики, протесты — все это сопровождает зарождение собственного «Я», становление личности. Следующий этап — когда дети идут в школу.
«Дошкольной психологии сегодня уделяется много внимания, — рассказывает Наталья. — Надо понимать, что смена игровой деятельности на учебную — это серьезный стресс для ребенка. Его нужно подготовить к новой социальной роли. Родители звонят, чтобы посоветоваться, с какого возраста лучше отдавать сына или дочь в школу и как научить его подчиняться определенному режиму, порядку».
Но самый сложный возраст — 12-17 лет, когда подростков начинают интересовать экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «Для чего живу?», «Что меня ждет дальше?». Спектр родительских тревог очень широк — от проблем во взаимопонимании до подозрительных перепадов в настроении сына или дочери.
Время от времени звонят взрослые, которые потом передают трубку детям. Но, по словам Натальи, это не совсем корректная ситуация. «Запрос должен исходить от абонента. Добровольность — это один из базовых принципов телефона доверия. А передача трубки подразумевает определенное давление. В подобной ситуации психолог и ребенок — вынужденные собеседники. И разговор вряд ли получится эффективным. Лучше рассказать сыну или дочери о возможности набрать номер телефона доверия и совместно со специалистом попытаться решить ту или иную проблему».
Несерьезных проблем не существует!
Чаще всего «невзрослым» абонентам телефона доверия от 11 до 18 лет. Большая половина тех, кто позвонил, и спокойно и рассудительно обсуждает свои проблемы, а некоторые звонят на грани истерики с суицидальными мыслями. Тогда главная задача консультанта — не решить проблемную ситуацию, а улучшить эмоциональное состояние подростка. Наталья признается, что сталкивалась с подобными звонками: «Такие разговоры очень сложны и могут затягиваться до нескольких часов. И все равно после того, как кладешь трубку, нет уверенности, что с ребенком будет все в порядке».
Консультирование по телефону доверия проводится анонимно, звонки не отслеживаются. Поэтому повлиять на ситуацию, когда жизнь собеседника находится в опасности, специалисты, к сожалению, не могут. Вмешательство посторонних возможно только с разрешения позвонившего.
«Но чаще всего к нам обращаются с локальными проблемами, — продолжает Наталья. — Например, девочка подарила подруге не тот платок, и подруга обиделась. Вот девочка звонит и спрашивает, как ей себя вести, чтобы не довести дело до конфликта. Или, помню, был у меня сложный звонок, один из первых: позвонил шестилетний мальчик, у которого умер хомячок. В таком возрасте смерть домашнего питомца приравнивается к потере близкого человека. И объяснить маленькому человечку, что и после этого можно и нужно жить дальше, совсем непросто. Словом, для нас не существует несерьезных проблем».
Откровенный разговор и никаких манипуляций
По сравнению с «кабинетными» психологами, у специалистов телефона доверия ограниченный инструментарий. Они не видят абонента, не имеют возможности наладить зрительный контакт и по внешнему виду оценить эмоциональное состояние человека. Не используешь здесь и специальные приемы, элементы арт-терапии — только откровенный разговор. «Когда рассматривается проблема взаимоотношений с родителями, мы не обсуждаем действия матери или отца, а разговариваем о том, что чувствует подросток, — объясняет Наталья. — У нас нет задачи рассказать, как нужно делать, реагировать, мы можем только предложить выход из проблемной ситуации. И уже абонент соглашается или не соглашается с этим. Убеждать и манипулировать мы не имеем никакого права».
Телефон доверия работает круглосуточно. Наталья говорит, что даже в ночные смены телефон иногда раскаляется от звонков. «Душевное равновесие можно потерять и утром, и ночью», — улыбается психолог. А вот в обращениях со школьными проблемами (конфликты с учителями, страх перед экзаменами и т.д.) можно проследить определенную закономерность. Больше всего таких звонков поступает в начале учебного года, в период адаптации, или, наоборот, в конце, когда на состоянии школьника сказывается физическая и психологическая усталость. Летом, когда дети разъезжаются по лагерям, чаще звонят с проблемами в отношениях со сверстниками.
В конце нашего разговора спрашиваю у Натальи, были ли случаи, когда абонент просил поговорить с другим специалистом: «В моей практике такого не было. Наоборот, некоторые интересуются, когда на телефоне работает тот или иной консультант, чтобы в следующий раз «попасть» именно к нему. Это, скорее, исключение из правил, но и такое случается». А если такое случается, не лучшая ли это реклама телефона доверия? Все-таки лучше выговориться и попытаться найти корень зла, а не ждать, пока этот самый корень прорастет.
Дарина Запольская, 13 ноября 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2013/11/21746.html
Читайте также: