«… Нет зрелища печальнее, чем то, когда какой-нибудь сапожник или школьный учитель со страдальческим видом дает понять, что он собственно рожден для чего-то высшего. Нет вообще чего-либо лучшего, чем хорошее! А это последнее в том и заключается, чтобы быть в чем-нибудь дельным и соответственно этому творить…»
Ф. Ницше.
«Ну почему мне так не везет? Вон одна семья деньгами направо и налево сорит. Так он предприниматель, а она бухгалтер — по блату родственники устроили. И папа у него из бывших. Неудивительно, что они как сыр в масле катаются.
Дети, семья, дом — как это все достало, когда это все кончится! А работа, которая никому не нужна. А деньги — слезы какие-то, а не деньги. Кто сейчас ценит хороших специалистов?! Вообще, не дано так не дано! Я не из тех, кто сам что-то делает… И законы у нас такие, такое правительство! Вот на Западе человеку все условия, а туг?.. Лучше ничего и не предпринимать!»
Эту исповедь хронического неудачника сегодня можно услышать часто. Такие и подобные им мысли одолевают многих из нас. Они сопровождаются подавленным настроением. Мы чувствуем, что глубоко несчастны, наша жизнь превращается в серую, скучную обыденность, где отбываем повинность повседневных обязанностей. Мы можем начать воевать дома, что-то доказывать родителям, доводить мелкими придирками супруга, третировать детей. На работе относиться болезненно даже к совершенно безобидным высказываниям в свой адрес и начинать выяснять отношения…
Это можно назвать «социальной болезнью» личности нашего времени. Причины ее достаточно просты. Прежде всего — те социальные изменения, которые так интенсивно происходят вокруг нас, и наша внутренняя (личная) неготовность к ним.
Наш мир изменился. Плохо это или хорошо, но это так. Социальный сдвиг повлек за собой изменения всего образа жизни общности, к которой мы принадлежим. Сторонники и противники этих изменений сплошь и рядом обсуждают одну и ту же тему с двумя отправными пунктами: раньше — сейчас.
Такие споры могут вестись до бесконечности: лучше — хуже, хуже — лучше. Поверьте, лучше стало жить или хуже — это не самое главное. Существует, например, такая закономерность: во все времена люди старшего поколения считали и считают, что раньше было все лучше — и молодежь, и здоровье, и жизнь в целом. Так это или нет — не тема нашего разговора, поэтому мы не будем на этом останавливать свое внимание.
На самом деле, чтобы человек имел возможность продуктивно жить, для него важно понять, что жизнь изменилась — она вообще меняется постоянно. И что жить, как мы жили раньше, сейчас нельзя. Жизнь предъявляет к нам другие требования. И неудивительно, что, как только начали происходить резкие социальные перемены, более успешно стало действовать как раз не то большинство, к которому мы относимся. Люди, которые хорошо усвоили социальные идеалы, нормы поведения, ценности советского общества, которые были в нем примерными учениками и передовыми работниками, оказались не готовы к социальным переменам. А вот те, кто несколько выбивался из ряда примерных советских граждан, как бы находясь в оппозиции к существующей социальной организации общества, оказались более приспособлены к новой жизни. «Ишь ты, был тихим троечником, никуда не мог поступить, столько работ поменял, а теперь вот директор фирмы, на иномарке разъезжает…»
Да, многие «социальные неудачники» прошлого времени стали преуспевающими людьми. Но отнюдь не потому, что были нерадивыми учениками — социальное положение в недавнем прошлом воспитывало в них такие личностные качества, которых не было у остальных. Например, они не были обременены твердыми социальными установками, что все должны быть равны и нужно заниматься не чем хочется, а чем положено, что материальное благополучие — это не самое главное в жизни.
Итак, что это за личностные качества, которые обеспечивают успех, благополучие, удовлетворенность жизнью? В рамках одной статьи невозможно охарактеризовать все из них, попробую остановиться хотя бы на самых основных.
Способность выбирать самостоятельно
Первое — это способность делать самостоятельный выбор. Наш мир настолько разнообразен, что чаще всего мы не можем остановиться и нас захлестывает поток желаний, которые, скорее всего, являются не нашими, а чьими-то чужими. Проанализируйте свои желания спокойно, и может оказаться, что вы хотите много зарабатывать, неважно, каким образом, и в то же время не желаете бросать прежнюю работу, малооплачиваемую, но престижную в глазах окружающих. Вы не знаете, на чем остановиться, вы в клубке всевозможных желаний, которые порой просто невозможно соотнести друг с другом, но эти желания, как правило, являются не собственно вашими, а чужими: родителей, родственников, детей, друзей, коллег, а то и просто случайных знакомых.
Например, сослуживец увольняется и говорит, что эта работа неинтересная, бесперспективная и что на вашем месте он бы давно отсюда ушел. Постепенно его мысли овладевают вами, и вы тоже начинаете считать, что работа действительно не та и пора ее бросить.
По такой логике люди действуют постоянно — в каких-то случаях это бывает рационально, поскольку экономит силы и время. «Мне нужно подстричься», — говорит знакомая. И вас тоже осеняет: не мешало бы подправить прическу. Вы автоматически направляетесь в парикмахерскую и не тратите время на обдумывания, стричься или нет, а просто присваиваете желание другого человека, делая его своим.
Это феномен социального подражания. Когда наш мир был не столь разнообразен, как сейчас, социальное подражание было типичной формой поведения для большинства. Общественные идеалы и ценности были равны для всех (это только потом мы узнали, что не все так просто) и регулировали нашу деятельность, в том числе профессиональную. Практически нам не из чего было выбирать. Что такое хорошо и что такое плохо — было известно заранее и решалось кем-то другим. Тот, кто с этим не был согласен, становился социальным изгоем. Например, если кто-то говорил, что не хочет работать, его судили за тунеядство. В настоящий момент общество характеризуется резким поворотом к социальной размытости норм поведения. Для одних престижность работы превыше всего, а для других ровно ничего не значит, и они предпочитают не работать постоянно, а ездить, например, на сезонные заработки.
Но каждый из нас должен из множества альтернатив выбирать только один ему присущий и действительно нужный вариант. И так практически на всех уровнях жизни. Этого большинство из нас делать как раз и не умеют — сие качество было не очень полезно раньше и от нас не требовалось.
Представьте, что вы ходили на костылях, они служили вам идеальной подпоркой, вам было удобно ходить, и неважно, что невозможно было бегать. И вот костыли отобрали. Вы стоите в растерянности, пытаетесь ухватиться за что попало и приспособить под костыль. Хватаетесь за палку, но она оказывается непрочной и тут же ломается. Пытаетесь ухватиться за стену и идете, опираясь на нее, почувствовав на время уверенность, но стена кончается, и вы опять стоите в нерешительности. Кто-то услужливо предлагает другие костыли, и вы с радостью их берете и обретаете равновесие. Вы упорно отказываетесь учиться ходить самостоятельно, потому что вы этого не умеете и вам страшно. Мы уж не говорим о том, чтобы бежать, прыгать, плавать, ведь можно упасть, удариться, нахлебаться воды. Так мы и жили.
Прежние идеалы, ценности были едины и неоспоримы и являлись для нас теми подпорками, с помощью которых мы могли двигаться. Нам их убрали и дали большое количество других. Мы стоим и обдумываем, что верно, чем руководствоваться в нашем движении, нам так трудно самим что-либо придумать и выбрать верное для себя. Во-первых, гнетет, что раньше это запрещалось, а во-вторых — неумение, ведь раньше это делал кто-то за нас.
Когда мир вокруг стал резко усложняться, первое, что мы делали, — пытались угнаться за всем сразу, подражать всему подряд. Но скоро поняли, что это невозможно. Вот тогда и стали перед проблемой выбора, но продолжаем искать кого-то, кто скажет, что делать и как поступать. Каждый из нас в состоянии и должен это сделать сам, без посторонней помощи. У каждого из нас свой путь в жизни, и чтобы по нему двигаться, нужны координаты, которые годятся только для одного. И не стоит свой профессиональный выбор оценивать с позиции лучше — хуже. Поверьте, если посмотреть непредвзято, то в любой работе есть свои плюсы и минусы. Просто надо ценить свое. Поэтому первое, что нам надо всегда делать, — это разобраться в своих желаниях и, конечно, в возможностях. Составьте их полный список и проанализируйте, что для вас является первостепенным, а чем можно пожертвовать, потому что наши возможности и время не безграничны. Когда вы с этим разберетесь, сможете двигаться к цели.
Теперь пора подумать, как ее достичь. Если один способ не привел к результату, попробуйте другой.
Настойчивость
Следующее качество, присущее «человеку успеха», является логическим продолжением предыдущего — это настойчивость или умение быть последовательным. Один мудрец сказал, что в нашем мире разнообразия трудно оставаться однообразным. А один преуспевающий берлинский бизнесмен, когда у него спросили, как он собирается помогать сыну, когда тот станет выбирать дело в жизни, будет ли он наставлять, ответил: «Я буду долго и терпеливо ждать, пока он сам не примет решение, но потом от него буду требовать, чтобы был верен выбору».
Многие из нас терпят поражения в делах лишь потому, что непостоянны, что сами отказываются от своих целей и желаний. И порой это происходит как раз в тот момент, когда первые результаты усилий вот-вот должны появиться. Мы часто руководствуемся в своей деятельности мифом о том, что результат усилий должен появляться сразу. Однако вся человеческая деятельность характеризуется отсроченным результатом. Он действительно приходит сразу и внезапно как раз тогда, когда вы практически перестали на него рассчитывать. Но чтобы это было так, вам надо вооружиться терпением. В любой работе существует скрытый, латентный период, когда кажется, что ничего не меняется. На самом деле идет постоянный внутренний процесс вашего обучения…
Утомительный труд длителен и практически не виден, а результат, успех нашей деятельности, достижения, как правило, на виду и воспринимаются сторонними наблюдателями как незаслуженное везение. Рафаэль создал свою «Сикстинскую мадонну», которая принесла ему всемирную славу, буквально за один день. Людям казалось, что он практически не приложил к этому никаких усилий: мол, всего день работы сделал его знаменитым. Рафаэль оставил потомкам признание: «Я писал ее один день и всю жизнь». Так происходит и со многими из нас. Поэтому стоит ценить то, чем вы занимаетесь.
Планирование
Нет чего-то лучше, а чего-то хуже. Все дело в том, что при известных условиях в любом деле можно добиваться отличных, а то и ошеломительных результатов — но только при условии, что вы умеете планировать свою деятельность на перспективу, не забывать, для чего вы это делаете. Это еще одно качество человека, который добивается успеха.
Миф, от которого нам приходится отказаться: можно сначала приложить усилия, работать, работать, а потом почивать на лаврах. Моментальный рывок еще не означает, что плоды будут зреть всю оставшуюся жизнь. С другой стороны, работа должна нравиться. Вспомните, как тяжело и нудно было постигать основы чтения. Но зато какое удовольствие приносит сейчас само чтение! Важно всегда помнить, с какой целью и для чего вы все это делаете.
Обряд «инициации»
Хотелось бы поговорить еще об одном феномене, который существует в обществе и который имеет самое непосредственное влияние на успех в работе — о так называемом обряде «инициаций», корни которого уходят далеко в историю. Суть его заключается в признании вас как представителя той или иной социальной группы. Люди из нее занимаются тем же, чем хотите заниматься вы, и вряд ли вас тут же примут с распростертыми объятиями — скорее, наоборот, будут отвергать. Это своеобразный экзамен на стойкость. Вы конкурент и не рассчитывайте получить у них «отлично», потому что ваши интересы совпадают и вас будут вытеснять.
С другой стороны, вы можете привносить в новую работу элементы новизны, но опять же не ждите скорой похвалы, скорее всего, будут считать, что вы делаете не так, как надо (как принято), а значит, плохо. Этот жизненный экзамен, «экзамен признания», сдает каждый из нас, и не один раз. Вы становитесь молодой женой, и на вас тут же обрушивается целый шквал оценочных высказываний со стороны родственников мужа, а порой и самого мужа, смысл которых в том, что вы какая-то не такая, как они. Вы идете на работу, и тут же вас начинают обсуждать в плане вашего служебного соответствия. И выясняется, что вы не умеете смотреть, потому что у вас очень высокомерный взгляд, не умеете говорить, потому что способны «брякнуть» то, что режет ухо сослуживцам, а главное — начальнику. Не умеете себя вести, потому что отказались от чего-то, от чего отказываться не принято. В общем, сослуживец вы, прямо скажем, неважный. Вряд ли стоит после такого открытия начинать всем подряд доказывать, что это не так, еще хуже — вступать в склоки, действуя по принципу «сам дурак». Не эффективно.
Доброжелательность
Сохраняйте по возможности доброжелательное отношение к людям, потому что их отношение к вам — вещь достаточно переменчивая, а вступая в конфликты, вы закрываете себе возможность для сотрудничества. Но позволять вешать на себя «ярлыки» тоже не нужно. Когда-то Эйнштейну на экзамене по физике намекнули на весьма посредственные способности и посоветовали изменить планы на будущее. Вряд ли кто-нибудь помнит сегодня этого «истинного ценителя» таланта великого ученого. Таких примеров социального непризнания можно приводить сколько угодно. Но каковы его критерии? Всегда, в любом деле можно найти еще кого-то, кто делает его лучше вас и кто явно уступает вам. Но это ничего не значит. Новизна любой деятельности заключается как раз в том, что делаете ее вы, а не кто-то другой. И всегда найдутся люди, которые оценят ваши усилия. Помните, что каждый когда-то что-то начинал и допускал промахи. Только занимаясь чем-то постоянно, нарабатывая знания, умение и авторитет (профессиональное имя), и можно стать профессионалом своего дела. Это тот гранит, который шлифуется временем.
Выводы
Ну вот, пожалуй, и все. Если кратко обобщить сказанное, то дело, которым вы занимаетесь или будете заниматься, должно быть вашим личным выбором, должно вам нравиться, соответствовать вашим интересам, наклонностям и способностям. Нет работы более престижной и менее престижной, более оплачиваемой и менее оплачиваемой. Есть работа любимая и нелюбимая. В каждом деле можно достичь хороших результатов только тогда, когда вы не меняете его, как перчатки, а постоянно в нем совершенствуетесь, несмотря на временные неудачи, трудности, на мнения окружающих. Только тогда работа начинает приносить радость и удовлетворение, материальное и духовное. В противном случае вы будете походить на корабль, который потерял управление и оказался во власти внешних сил; на флюгер, который поворачивается туда, куда дует ветер, на траву перекати-поле, которая катится, куда придется.
Елена АМЕЛИШКО, психолог. Журнал «Здоровье и успех», № 9 за 1997 год.
Читайте также: