Всем нам не раз приходилось адаптироваться к новым условиям: привыкать, подстраиваться, приспосабливаться. Каждый взрослый почувствовал это на себе и понимает, насколько это бывает сложно. Адаптация требует всех сил организма. А теперь представьте себе маленького ребенка, который попадает в новый коллектив, где условия, правила… Большой стресс для маленького человека.
— Существует общая позиция, что адаптация — это стресс и очень серьезная нагрузка на ребенка, — говорит Ольга Головнева, консультант-психолог сайта Ребенок.by — Но надо понимать, что состояние, когда человек попадает в новые условия, это не всегда плохое. Оно несет в себе и позитив. В этой ситуации человек максимально восприимчив к новым правилам. Все системы организма настраиваются на то, чтобы принять свою новую роль.
Самое сложное правило для детей в школе — необходимость заниматься не всегда интересным. Важно заставить себя сидеть на месте, быть внимательным, не ходить по классу и вообще понимать, что есть такое слово «надо».
Одна моя знакомая жаловалась, что первые полгода ее ребенок, первоклассник, замкнулся в себе и стал равнодушным почти ко всему. И только во втором полугодии стал больше похожим на себя бывшего.
Психолог считает, что это типичная ситуация. Именно столько времени нужно первокласснику, чтобы он понял, почувствовал, осознал свою новую роль и привык к ней.
— Есть такое понятие, как произвольность, — говорит Ольга Сергеевна. — Способность сохранять внимание и умение заставлять себя. Она очень сильно связана с физическим состоянием ребенка и с его здоровьем.
Поэтому перед поступлением в школу стоит, как можно больше времени провести на природе. И далее, в процессе всей школьной жизни, ребенка нужно укреплять, закалять. Также важно много внимания уделять его полноценному питанию. То есть, нужно давать больше фруктов, овощей, сока…
Если ребенок не высыпается, мало бывает на свежем воздухе, то даже если он очень будет хотеть, не сможет высидеть урок и быть внимательным. Он очень быстро будет уставать, и все слова учительницы «пролетят» мимо. И ребенок даже не понимает, почему им недовольны и почему он не успевает за другими. Поэтому родительская программа «питание — прогулки — сон» должна соблюдаться неукоснительно.
В период адаптации также необходимо на какое-то время ограничить нервную нагрузку — телевизор и компьютер. Нельзя «перегружать» ребенка дополнительными кружками и развивающие занятиями. Лучше сконцентрировать силы на самом главном — привыканию к школьному режиму.
Расслабляться — также «наука»
Один из способов расслабиться — принять ванну. Однако родители могут помочь и активно. Например, облить ребенка прохладной водой и сказать: «Смотри, мы сейчас польем на твою ручку водички, и ты почувствуешь, как рука расслабляется, становится мягкой, теплой». Так же можно расслабить и другие части тела. Помогают и массажи. Поглаживая ребенка перед сном, например, полезно рассказывать ему сказку про ежика в тумане, который плывет по реке; или о том, что он — словно осенний листок, который сначала падает, а потом его подхватывает теплый ветерок. Так ребенок сможет почувствовать положительные, хорошие эмоции, и его тело расслабиться. Также можно использовать и дыхание. Например, попытаться вместе с ребенком набрать в себя воздух и надуться, словно воздушный шарик, а потом «сдуться» до мягкой тряпочки. Так, играя, можно помочь ребенку представить образы тепла, мягкости, легкости и научить его расслабляться от кончиков пальцев и до головы. Когда мы расслабляем тело, то уходит и напряжение, которое накопилось за день.
Хорошие отношения в школе
При ребенке нельзя говорить об учителе негативно. Даже и в себе воспитывать отношение уважения к человеку, который дает образование вашему ребенку, каким бы строгим, мягким или неопытным вам ни казался учитель. Главное, чтобы этот человек стал авторитетом для ребенка, тогда он сможет чувствовать себя защищенным. Только отношения взаимного уважения родителей и учителей смогут дать такой результат, поэтому родителям нужно научиться говорить (и советоваться) с учителем. Если вы сможете вызвать привязанность учителя к себе и своему ребенку, то это значительно поможет ему хорошо (и, главное, спокойно) учиться.
Появись, подруга
— Еще один немаловажный фактор для успешной адаптации первоклассника, — добавляет психолог, — это друзья. Надо помочь ребенку наладить контакты в коллективе. Можно давать в школу какие-то игрушки, книги, сладости, которыми можно поделиться с одноклассниками, что поможет завязать такие контакты.
Более того, детей нужно учить диалогу, учить рассказывать, чего хочет ребенок, и обязательно слушать, чего хотят другие дети. Школьникам лучше научиться защищать себя и свои интересы не дракой, не ссорой, а именно разговором. Родители же, в свою очередь, увидев, что ребенок начинает с кем-нибудь одним больше играть, попытаются наладить контакты с родителями этого ребенка. Для этого можно пригласить их семью в гости или просто вместе встретиться и погулять.
Научиться учиться
Учиться — это очень тяжело. Родители могут научить ребенка учиться. Узнавать что-то новое очень интересно, поэтому учеба ребенка должна интересовать и самих родителей. Нередко мамы спрашивают о том, что их дети ели в столовой, как себя вели, а не то, что их ребенок постиг нового. Безусловно, бывают ситуации, когда ребенок не рассказывает родителям о школе. Но тогда за помощью нужно обратиться к учителю. А когда узнали, чему их учили на уроке, обсуждать это, искать какие-то интересные факты… Школьнику просто необходимо видеть заинтересованный взгляд родителей — настоящую заинтересованность тем, чем они занимаются в школе.
Дети разные…
— Родителям лучше учитывать и особенности своего ребенка, — говорит Ольга Сергеевна. — Гораздо легче помочь ребенку в учебе, если знаешь тип его интеллектуальной работоспособности. У каждого маленького человечка он свой, среди которых можно выделить 3 основные типа.
Первый — это активные, в смысле умственной (а не физической) работоспособности, дети. Они достаточно долго могут быть внимательными, соблюдать все требования, которые дает учитель. Такие дети быстро включаются в работу, долго сохраняют работоспособность, и им нужен небольшой период для отдыха. Обычно у таких проблем с учебой почти нет. Но и детей такого типа немного: хорошо, если наберется четверть класса.
Есть школьники, которые медленно втягиваются в работу. Им, для того, чтобы включиться и выдать то, на что они способны, нужны раскачка и время, чтобы набрать темп. И тогда они достаточно долго смогут работать. Они увлекаются, и их трудно переключить на что-то другое. Режим урока, к сожалению, не предусматривает такой особенности некоторых детишек. Поэтому они могут потерять интерес к учебе, так как они не успевают за всеми. Хотя эти дети не менее способны, чем остальные. Если ваш ребенок принадлежит к такому типу, то с ним лучше возвращаться к пройденному дома. Со временем мозг ребенка станет более зрелым и потребность в дополнительных повторениях отпадет.
Еще один тип детей — те, которые быстро включаются в работу, но и быстро устают. Пока учительница проверит домашнее задание, пока напишут «Классная работа», ребенок уже выдал все свое внимание, и ему нужен отдых. Родителям таких школьников надо дома, после хорошего отдыха, обращать внимание на самое главное из пройденного. Этому типу противопоказана длительная подготовка к домашнему заданию — подготовку рабочего места, поиск нужных страниц в учебнике и т.п. — в первое время могут взять на себя родители. Начинать работу такому школьнику нужно с самого важного и тяжелого. Все нужно делать быстро и часто давать передышку. Например, почитали, съели яблоко — и опять за работу.
Чтобы распознать, к какому типу относится ваш ребенок, нужно просто понаблюдать за ним или провести тесты у школьного психолога, которые помогут выявить его индивидуальную динамику.
Оценка родителей — самая лучшая
— В школе ребенок попадает в среду оценок: один более быстрый, второй более аккуратный и так далее, — рассказывает Ольга Сергеевна. — Таким образом, ребенок постоянно напряжен: не хуже ли он других. Родители ошибаются, когда начинают сравнивать своего ребенка с другими одноклассниками. Нельзя травмировать ребенка и понижать его самооценку.
Очень важно подходить к первокласснику с позиции сравнения с самим собой. Например, типичная ситуация, когда учитель вывешивает количество прочитанных за минуту слов. Родители обязательно выясняют, кто больше прочитал. Ребенка можно сравнивать только с самим собой: «Ты читал сто слов неделю назад, а сейчас сто пять. Ты молодец, ты движешься вперед». Если все же у ребенка возникают серьезные проблемы, связанные со школой, — это может быть проявлением так называемой дезадаптации.
Она имеет физиологические проявления. Ребенок начинает часто болеть, жалуется на головную боль, на боль в животе, у малыша пропадает аппетит, нарушается сон — это самые первые сигналы, на которые нужно обратить внимание, потому что в таких случаях еще можно помочь ребенку без врачей. Важно разобраться, что он чувствует, что его волнует, что происходит в школе, насколько ребенку там комфортно и есть ли там факторы, которые его травмирует. Нарушать его адаптацию могут нехорошие отношения с одноклассниками, отсутствие взаимопонимания с учителем, а также какие-либо страхи, с которыми ему одному невозможно справиться.
Если же ребенок очень изменился, плохо себя чувствует и улучшения не видно, то надо разбираться, в чем причина, и даже, если нужно, подключить психолога. Главное — не запустить процесс дезадаптации и не вогнать ребенка в школьный невроз, проявлением которого могут быть и заикание, и тики, и энурез, и другие нервные состояния. Тогда уже понадобятся не только консультации психолога, но и лечение у невролога.
Наталья Таливинская, газета «Звязда», 5 октября 2010 года.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=67089&idate=2010-10-05
Читайте также: