Советы по адаптации ребенка-первоклассника к школе

Дети младшего школьного возраста, и в первую очередь первоклассники, стремятся получить признание со стороны взрослых, учителей, пытаются заслужить это признание хорошими поступками. Поэтому школьники гораздо быстрее отзываются на просьбы педагога, чем на жесткие требования. В первом классе самое важное сформировать у ребенка положительное отношение к учебному процессу.

Пока будет происходить адаптация, детский организм может быстро уставать, может нарушиться сон и аппетит, появится раздражительность. Адаптация продолжается, как правило, не неделю и не месяц. Тем не менее, буквально через 5-6 недель постепенно нормализуется работоспособность, отступают напряженность и нервозность. Понятно, что дети, которые посещали дошкольные учебные заведения, гораздо легче адаптируются к школе, чем те, которые находились дома. Легче справляются с умственными и физическими нагрузками здоровые дети, но, к сожалению, сегодня только половина детей идет в школу здоровыми, говорит методист отдела общественного здоровья Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Екатерина Олешкевич.

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, существуют три уровня адаптации.

 

Высокий уровень адаптации

Первоклассник положительно относится к школе, адекватно воспринимает правила и требования. Легко усваивает учебный материал, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. Заинтересован в самостоятельной работе, готовится ко всем урокам. Имеет в классе положительный статус.

 

Средний уровень адаптации

Первоклассник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. Усваивает основное содержание программы по всем предметам. Бывает сосредоточенным только тогда, когда делает что-то интересное для себя. Почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания. Поручения выполняет добросовестно. Дружит с одноклассниками.

 

Низкий уровень адаптации

Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе. Часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, у него преобладает плохое настроение, наблюдается нарушение дисциплины. Самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, требуется постоянный контроль со стороны учителя или родителей. Не может сохранить внимание во время длительных пауз для отдыха, понимания нового материала и решения.

 

Советы по адаптации к школе

Родители должны помочь маленькому ученику адаптироваться к новым условиям.

  1. Проснувшись, ребенок должен видеть улыбку на вашем лице и слышать нежный голос. Не подгоняйте ребенка с утра. Лучше точнее рассчитайте необходимое время на сборы. Безусловно, ребенка нужно покормить завтраком. Если аппетита у него нет, то лучше дайте завтрак с собой.
  2. Забудьте про фразы и вопросы типа: «Только не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!», «Что ты сегодня получил?» Дайте ребенку возможность для расслабления. Если он хочет чем-то с вами поделиться, бросьте дела и выслушайте — это не отнимет много времени. Если ребенок чем-то расстроен, подождите того момента, когда он будет готов поделиться с вами своими переживаниями. Не стоит при первом подозрении настойчиво допытываться этого.
  3. Поощряйте стремление к успеху — ненавязчиво и незаметно. По мере развития дети приучаются логически рассуждать, понимать тему, критически осмысливать прочитанное или увиденное. Диалоги с детьми должны строиться по принципу «равный с равным».
  4. Ребенок должен каждый вечер мыться под душем теплой водой с мылом. Ежедневно нужно мыть голову. И ежедневно добавлять в блюда кукурузное масло, богатое витамином F. Его недостаток приводит к выпадению волос и возникновению дерматоза.
  5. У ребенка должна быть своя комната или рабочее место. Оно должно настраивать на работу. Рабочая лампа (мощностью не менее 100 Вт) располагается слева. Нельзя использовать неоновые лампы.
  6. Никогда не говорите: «Если хорошо сделаешь уроки, я дам тебе…». Как будто ребенок делает вам услугу за вознаграждение. После возвращения из школы ребенок должен отдохнуть. Лучшее время для обучения — с 8 до 12 и с 16 до 18 часов. Не забывайте, что первоклассники — это маленькие дети, которые любят поиграть, послушать сказку на ночь или чтобы их просто подержали на руках. Все это помогает снять напряжение, чувствовать себя уверенно и спокойно.
  7. Не забывайте учить ребенка правильно сидеть за столом и носить ранец, чтобы не допустить сколиоза. На кровати должен быть жесткий матрас, без мягких и тяжелых подушек.
  8. Успешность семилетнего ребенка не всегда соответствует степени его одаренности. Одни дети рассуждают медленно, другие не умеют высказать собственное мнение, даже если оно и правильное. В этом возрасте дети бывают погруженными в свои мечты, а бывают и ленивыми.
  9. Неправильно заставлять детей после уроков в школе часами заниматься музыкой, шахматами или чем-то другим, без свежего воздуха. Дети-отличники с бледным лицом и слабым здоровьем вряд ли будут чувствовать себя счастливыми. Солнце, воздух, вода играют большую роль в физическом развитии ребенка.

  10. Следите за своим здоровьем. Не курите в присутствии детей, делайте в отношении собственного здоровья все то, чему пытаетесь научить ребенка.

Светлана Борисенко, 13 августа 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://old.zviazda.by/ru/archive/article.php?id=115397&idate=2013-08-13

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.