Младенец подрастает, и родители ждут, когда ребенок заговорит. Но бывает, что проходит год, другой, а он молчит. И тогда приходится показывать ребенка доктору.
Я не говорил долго, и старший сын начал говорить на третьем году, и младший тоже не спешил сказать первое слово. И я пришел к выводу, что если ребенок долго не говорит, то из него в будущем оратор не получится. На себе заметил: иногда слова и мысли не сливаются в одно целое.
Успокаивает тот факт, что Моисей был косноязычным и трудно говорил, но именно ему Бог передал скрижали с заповедями. Так что тот, кто не умеет хорошо говорить, пусть не переживает. Да и детство изменчивое.
Моему внуку не исполнилось и года, а он уже произносил не отдельные слова, а строил из них короткие предложения. Когда же ему минуло три года, то закралась мысль, что растет талант — поэт, не иначе. Не удержался и записывал перлы, которые внук выдавал в том возрасте.
Каждое лето внук проводил у нас. Но каково было мое удивление и разочарование, когда на пятом году вся эта непосредственность исчезла. И мой внук стал как все дети.
А какое первое слово произносят малыши? На первом месте стоит мама, но не только. Баба, папа, дай, мое… — звучат довольно часто. Правда, диапазон слов бывает еще более широкий.
— Однажды в кабинет одна мама привела тройню мальчиков. Детям по четыре года, а говорить не умеют. Спрашиваю у первого, знает ли он хоть одно слово.
— …твою мать … твою мать, — говорит малыш.
А второй поддержал брата:
— Сука, сука.
Третий также не отстал:
— Бля… бля…
На троих — три слова, но сказали их чисто и четко, — услышал как-то от врача-логопеда.
Чтобы разобраться в проблеме глубже, подался в городскую поликлинику № 2, что в Барановичах, и оказался в кабинете врача Ольги Критской. К ней и ведут детей, у которых есть проблемы с речью.
— Ольга Ивановна, что вы можете сказать о детях, с которыми вам приходится работать?
— Прежде всего, наблюдается устойчивая тенденция к речевой патологии. И причин, ведущих к нарушениям речи, много и они разнообразны. Чем они вызваны, может определить только специалист. Иногда логопеду необходима консультация невропатолога или сурдолога, чтобы установить причину.
— Один ребенок начинает говорить рано, а второй — поздно, как это сказывается на их развитии, будущем?
— Когда начал говорить рано, то это хорошо. А вот если после трех лет, то здесь необходимо вмешательство специалиста. Возможно, есть какая-то патология. Например, ребенок плохо слышит.
— Значит, оратором можешь быть, хотя и поздно начал в детстве разговаривать?
— Не имеет значения, ребенок возьмет со временем свое. Многое зависит от общего развития, положения в семье. Вспомним, что один знаменитый римский оратор был в начале косноязычным, но приложил усилия и достиг высокого ораторского мастерства.
— Вы мою теорию не разрушили, но заставляете ее пересмотреть. Скажите, как влияет семья на развитие речи ребенка?
— Начнем с того, что задержка речи может быть связана со стрессом во время беременности матери. Ребенок бывает подвижен, гиперактивен, но сосредоточен в себе. Ему проще молчать, чем говорить. Для малышей очень важен контакт с родителями. Посмотрите, как все продумано в природе. Дикие животные, которые находятся на высокой степени развития, учат своих детей долго. А как наши родители иногда делают — включат телевизор, и на этом контакт заканчивается — лишь бы ребенок молчал. Вот он и молчит. Учить ребенка говорить правильно и красиво необходимо с самого детства.
— В принципе, да, но много ли у нас родителей, которые говорили бы правильно?
— Проблема существует. Многое на семье завязано. Дети — зеркальное отражение родителей. Не надо забывать и о генетике.
— Получается, что дети идут по стопам родителей?
— «Шаблонных» детей нет, все они неординарные. С детства многие к компьютеру привыкают, но разговаривать надо уметь. Об этом у нас и речь.
— А как складываются ваши отношения с родителями детей? Вот приведут ребенка и, наверное, считают, что в настоящее время доктор за все отвечает.
— Случается, что родители так и думают, но я стараюсь не конфликтовать. Лучшее промолчать и улыбнуться в ответ. По жизни надо настраиваться на позитив.
Симон Свистунович, газета «Звязда», 16 февраля 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=74424
В работе с дошколятами учителя-логопеды прибегают к современным педагогическим технологиям, которые, развивая логическое мышление, внимание, память, помогают исправить недостатки языка, подготовить ребенка к школе. С целью ликвидации логофобии специалисты применяют так называемую поведенческую психотерапию. Это тренинги, во время которых ребенок выступает перед родителями или друзьями. Мальчики страдают заиканием в четыре раза чаще девочек
Читайте также: