В последние годы резко выросло количество детей с речевыми проблемами. Наиболее уязвим в этом смысле период — от 1 года до 5-ти. Своевременная коррекционная педагогическая помощь способна полностью нормализовать языковое недоразвитие до поступления в школу.
По словам валеолога 23-й городской детской поликлиники г. Минска Елены Гарницкой, среди причин задержки речевого развития выделяют:
- языковые нарушения у близких родственников;
- ряд неблагоприятных факторов, которые воздействовали на мозг плода во время родов, в первые годы жизни ребенка или во внутриутробном периоде;
- отлучение ребенка от родителей, особенно от матери;
- неправильное общее и речевое воспитание, а именно недостаточное или избыточное внимание к ребенку со стороны родителей.
С первых дней жизни ребенка родители должны наблюдать не только за появлением у него тех или иных форм общения, но и за психомоторным развитием (мышечным тонусом, поведением, двигательными, зрительными и слуховыми реакциями). Детей с факторами риска патологии психического и речевого развития должны консультировать детский невролог, психиатр, логопед.
- Ребенку нужен постоянный тесный контакт с матерью — чаще берите его на руки.
- Поощряйте любые попытки разговаривать.
- Разговаривайте с ребенком медленно, короткими фразами, не переходите на «детский» язык.
- Ежедневно читайте малышу книги.
- Не поправляйте ребенка, просто повторите фразу правильно.
- Всегда отвечайте на все детские вопросы, даже если они задаются много раз подряд.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
26 ноября 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=89458
Читайте также:
- Первое слово…
- Детский плач опасен!
- Воспитать по-белорусски. Почему раньше было меньше детских капризов
- Что ребенок должен уметь говорить до 3 лет