Правила личной безопасности детей в киберпространстве

Начало: опасности, которые поджидают детей в интернете.

— Маргарита Владимировна, многие родители сознательно пытаются отодвинуть во времени знакомство своего ребенка с «мировой паутиной», поскольку опасаются, что предметом его интереса могут стать сайты, которые нанесут ребенку психологический вред, например, сайты эротического или порнографического содержания…

— Я скажу так: если одному ребенку и в 6-7 лет не рано пользоваться интернетом, то другому и в 10-12 лет еще не настало время. Все очень индивидуально. Но факт остается фактом: дети начинают пользоваться интернетом во все более раннем возрасте. И если раньше нашей целевой аудиторией были подростки 14-17 лет, то сейчас мы планируем работать уже с детьми 9-10-летнего возраста. Поскольку в этом возрасте дети еще всему верят, у них отсутствуют навыки критического мышления, и именно им, в первую очередь, и нужно объяснять все риски, присутствующие в сети, объяснять разницу между виртуальным и реальным миром. А это уже задача родителей.

Каждый раз, когда дети младшего школьного возраста выходят в интернет, важно, чтобы рядом с ними был взрослый. А запреты на пользование интернетом, установка паролей на компьютере — это тупиковый путь. Во-первых, если ребенок в 12 лет не пользуется интернетом, он может стать предметом насмешек среди сверстников и даже изгоем в классе. К тому же, если ребенку будет запрещено дома выходить в интернет, то он пойдет к друзьям, соседям или в интернет-клуб. Не стоит забывать также, что интернет доступен сегодня и на мобильном телефоне. И если ребенок захочет посмотреть тот или иной сайт, он найдет способ сделать это без присмотра родителей.

Поэтому родителям нужно не запрещать интернет, а больше интересоваться делами своих детей, смотреть, с кем они взаимодействуют в сети, в какие игры играют. Важно установить открытые взаимоотношения, чтобы дети видели, что в случае опасности родители поймут их и поддержат. Ребенок должен быть уверен: что бы он ни рассказал родителям, те не будут на него ругаться и не запретят ему пользоваться интернетом.

 

«Поцелуй дьявола» и «врата в ад»

— Рискну предположить, что и родители не всегда понимают опасность для своих детей. Многие ли из них знают о существовании в интернете цифровых наркотиков?

— Несомненно, распространение интернета увеличивает риск того, что дети и подростки смогут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным нанести им вред. Например, подростки могут получать по интернету информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты. Эти сайты очень опасны для детей, находящихся в депрессии, подавленном состоянии. Подросткам могут поступать предложения снимать драки и выкладывать их в интернет с обещаниями заплатить за это деньги…

Сегодня без проблем можно выйти на сайт с рекомендациями по изготовлению наркотиков из подручных материалов. А несколько лет назад появилась и такая новая опасность, как цифровые наркотики, или аудионаркотики. Речь идет о звуковых файлах самых распространенных форматов — mp3 или flv. Назвать их музыкой нельзя — это, скорее, хаотический шум, стук и скрежет. В основе действия таких специально сконструированных аудиофайлов лежат бинауральные волны. Фактически бинауральные волны — это сигнал, подающийся в уши человека с разной частотой. Разница между частотами — минимальная. Слушать аудиодопинг нужно только в наушниках. Когда звук подается непосредственно в уши через наушники, волны способствуют синхронизации работы обоих полушарий мозга, которая наблюдается в медитативных и гипнотических состояниях сознания: у человека могут возникать галлюцинации, заторможеные реакции, может нарушаться координация движений. Накладывая бинауральные ритмы друг на друга, можно заставлять человека получать определенные ощущения…

«Недорого, безопасно, легально» — под такими лозунгами в сети гуляет реклама аудионаркотиков. Десятки сайтов, работающих по типу музыкальных библиотек, предлагают выбрать наркотик, способный вызывать определенные эмоции, физические ощущения или даже такой же эффект, как от воздействия реальных наркотических веществ. Для «новичков» предлагаются специальные «пробнички» — файлы длительностью 10-15 секунд, которые можно послушать бесплатно. «Доброжелательные пользователи» оставляют на чужих страницах рекламу аудионаркоты с комментариями вроде «Я пробовал — это просто улет!» Случается, что распространители создают собственные дневники и автоматически включают в друзья несколько тысяч пользователей, тем самым привлекая их на свои сайты. Группы любителей таких «развлечений» существуют почти во всех социальных сетях. И хотя распространители цифрового допинга утверждают, что их стимуляторы не только дешевы, но и безопасны, однако наркологи и физиологи с ними не согласны. По мнению врачей, это явление несет как социальную, так и реальную физическую опасность.

Во-первых, «самые доступные, легальные и дешевые средства» в сознании молодежи, и особенно подростков, снижают планку социальных запретов, подменяя «химию» музыкой. И нет никакой гарантии того, что аудионаркоман потом не перейдет на настоящую наркоту. Чего стоят только названия аудионаркотиков: «героин», «поцелуй дьявола», «врата в ад»… Есть мнение, что употребление аудионаркотиков является показателем готовности человека перейти к экспериментам с химическими веществами. К тому же и опасность «цифрового допинга» для мозга не доказана. Детские психологи, психотерапевты считают недопустимым любое воздействие на мозг ребенка. Кстати, российские специалисты наблюдали эффект от воздействия аудионаркотика на электроэнцефалограмме и пришли к выводу, что его можно классифицировать как нарушение нормальной работы головного мозга.

 

Пикантные фото — это круто?

— Одним из самых доходных видов криминального бизнеса является детская порнография. В последнее время все чаще звучат утверждения, что детская порнография в интернете приобрела угрожающие масштабы…

— Это не преувеличение — в сети существует более 4 млн. сайтов с детской порнографией, и их число постоянно растет. Ежедневно в интернете появляется более 200 новых детских порнографических изображений. Таким образом сцены сексуального насилия над детьми в интернете становятся доступными для миллионов потенциальных зрителей.

Чаще всего подростки случайно попадают в интернете на порнографические изображения. Кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Но независимо от способа получения ребенком порнографических материалов ему наносится вред. У большинства детей и подростков сексуальные материалы вызывают тревогу и волнение, но у некоторых несовершеннолетних может возникнуть зависимость от порнографии. А для определенной части аудитории просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к подражанию и участию в изготовлении порноснимков.

Новейшие технологии, в том числе цифровые камеры, делают производство порнографии более простым и дешевым. Миниатюрные камеры позволяют производить фото— и видеоизображения без ведома объекта съемок. Расширяются и возможности восстановления, хранения и распространения порнографических снимков: переведенные «в цифру» изображения не стареют и не теряют своего качества при копировании. Кроме того, стало возможным объединить две картинки в одну или исказить их для получения нового образа. В результате непорнографические изображения детей можно преобразовать в порнографические или создавать образы виртуальных детей. Детская порнография может производиться как вне сети, а затем циркулировать в киберпространстве, так и производиться путем съемок сексуального насилия над ребенком в реальном времени.

Существует еще один способ создания детской порнографии: когда дети и подростки с помощью веб-камер, цифровых и телефонных камер производят порнографические изображения самих себя, своих друзей и сверстников, а затем передают их в виртуальное пространство. Это может происходить под давлением сверстников или по просьбе посторонних людей. Но некоторые подростки считают, что участие в порносъемках — это «модно и круто». К сожалению, такая «мода» приводит к тому, что подростки не просто производят свои «эротические», как они говорят, фотографии, но и размещают их на своих страницах в социальных сетях или отсылают «виртуальным друзьям». Мы обычно предупреждаем девушек о порносъемках для своих бойфрендов, говорим: «Откуда ты знаешь, как после вашего расставания эти снимки будут использованы? Между прочим, то, что уже попало в интернет, останется там навсегда…»

Преимущественно детская порнография используется для сексуального возбуждения и удовлетворения. Но это только видимая часть айсберга — детская порнография также используется для растления и унижения детей, шантажа ребенка и его родителей. Фотографии и фильмы порнографического содержания циркулируют в сети годами. Запись сцен насилия дает насильнику власть и контроль над ребенком, возможность эксплуатировать его многими другими способами. Часто изображение насилия над одним ребенком используется для того, чтобы сломить сопротивление другого ребенка…

 

Семья и виртуальный мир: кто победит?

— А что в силах родителей сделать, чтобы защитить своих детей от потока негативной информации в интернете?

— Родители могут установить на компьютер специализированные защитные программы, которые в домашних условиях частично выполняют задачи фильтрации. Такие программы способны заблокировать доступ к нежелательным ссылкам, если ребенок на них нажмет. К тому же сегодня любой интернет-провайдер по заявлению пользователя может заблокировать доступ к сайтам с негативной информацией по заявлению родителей. Это могут быть сайты не только порнографического содержания, но и сайты, пропагандирующие насилие, опасное поведение и так далее.

— Маргарита Владимировна, допустим, ребенок уже стал мишенью для злоумышленников в киберпространстве. Как об этом узнать родителям?

— Большинство детей, попадающих под влияние интернет-преступников, много времени проводят в чатах и социальных сетях. Поэтому, по моему мнению, в жизни ребенка обязательно должно быть что-то такое, что интересовало бы его за пределами интернета, чтобы он не зацикливался на виртуальном мире. Раньше дети, не находившие дома тепла и взаимопонимания со стороны своих близких, шли в дворовые компании, а теперь они уходят в виртуальный мир. Поэтому очень многое зависит непосредственно от самих родителей, от того, насколько они интересуются жизнью своих детей. Родителей должно насторожить, если дети, сидя за компьютером, закрывают дверь в свою комнату, быстро выключают монитор или переключаются на другое «окно», когда в комнату входит взрослый.

Волноваться нужно и тогда, когда ребенку звонят люди, которых родители не знают, особенно взрослые. Если ребенок стал замкнутым, если он от телефонных звонков или SMS-сообщений, отключает свой мобильный телефон. Попросите ребенка рассказать вам о любых неприятных ситуациях, связанных с контактами в интернете, или об угрозах, которые могут поступать на его мобильный телефон. Убедите его в том, что не будете сердиться, что бы он вам ни сказал…

Беседу вела Надежда Николаева.

 

Советы родителям

  1. Составьте правила безопасного поведения в интернете, а также алгоритм поведения ребенка при столкновении с опасным незнакомцем или сексуальными домогательствами. Напишите их на бумаге и закрепите рядом с компьютером.
  2. Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует интернет.
  3. Объясните ребенку, что нельзя высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
  4. Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи. Это значительно упростит контроль за его использованием.
  5. Читайте информацию, содержащуюся в компьютере ребенка. Но не делайте это без присутствия сына или дочери, потому что так вы рискуете потерять их доверие, а, значит, и возможность оказать помощь, когда та им действительно понадобится.
  6. Устанавливайте программы, ограничивающие доступ к сайтам эротического и порнографического содержания.
  7. Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте все возникающие проблемы.

  8. Объясните ребенку, что все правила безопасного поведения в интернете остаются в силе и тогда, когда он пользуется интернетом за пределами дома, например, в интернет-кафе, в школьном компьютерном классе или у друзей.

21 марта 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=109970

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.