Вы читаете статью 1997 года.
Счастливы те, кто может «сбыть» своего школяра к бабушке в деревню, и чтоб от звонка до звонка. Ну а если такой возможности нет, чем будет заниматься сын или дочь в городе? Скорее всего, коротать лето на игровой площадке возле дома, ездить в парк, к друзьям, гулять в лесу, ходить в кино. Дети вполне довольствуются тем малым, что имеют, — солнцем, теплом, свободой, небольшой лужей, в которой умудряются купаться, квадратом земли, где можно гонять мяч. Лето — их счастливая пора и наша головная боль: нам трудно их контролировать, они зачастую гуляют, как кошки, — сами по себе.
Согласны, мы выступаем сегодня в роли не очень умного родителя, который, провожая ребенка в школу, впервые заводит с ним разговор о правилах поведения на дорогах. Но смеем надеяться, что вы уже не раз беседовали со своим чадом о том, «что такое хорошо и что такое плохо», помогая ему освоить первые правила собственной безопасности. Сегодня самое время повторить их, освежить в памяти то, что забылось. Если же вы впервые сталкиваетесь с понятием пассивной защиты ребенка, безопасности детей, найдите возможность прочесть книги, написанные западными специалистами (своих таковых пока нет, но непременно появятся), например книгу Дж. Симонсона и Г. Маккола «76 способов защитить вашего ребенка от преступников».
Увы, за последние десятилетия мир не стал лучше, он сделался страшнее и жестче. Мы росли в те времена, когда можно было до полной темноты играть в «казаков-разбойников» и единственной опасностью была опасность разбить нос, удирая от «разбойников». Сегодня вполне реальные разбойники ходят по улицам городов, а дети остаются самой незащищенной частью общества. Состояние дел с преступностью известно, жертвами становятся дети всех возрастов, начиная с новорожденных. Не станем стремиться объять необъятное, поговорим о вполне конкретных ситуациях. Итак, дано: лето, дети. Требуется доказать: их можно и нужно обезопасить от всякого рода происшествий, случайностей и бед.
Весь день взаперти
Наверное, это самое скверное время — сидеть дома под замком. Но жизнь вынуждает, и скрепя сердце мы оставляем ребенка одного «на хозяйстве». Когда это произойдет, решать только вам; специалисты в один голос твердят — определенного возраста, когда можно спокойно оставлять ребенка дома, не существует. Во всяком случае не раньше, чем он усвоит определенные правила поведения. Вот вещи, которые должен четко знать ваш «затворник», оставленный дома на продолжительное время.
— Не подходить к входной двери и не открывать ее ни при каких обстоятельствах, не объясняться с кем бы то ни было через закрытую дверь (соседи, ваши знакомые, телевизионный мастер и т.д.). Для детей младшего возраста это правило вообще не имеет исключений.
— То же правило действует и при телефонных звонках. Незнакомцу (дальнему родственнику, приятелям родителей) ребенок должен отвечать коротко и однозначно: «Мама сейчас занята, она не может подойти» и дальнейших переговоров избегать. Ни в коем случае не следует извещать весь мир о том, что «я дома один».
— Предполагается, что ребенок умеет пользоваться газом, бытовыми электроприборами и обязательно телефоном, чтобы в случае опасности — мнимой или реальной — мог позвонить вам или по «тревожным» номерам и четко объяснить, какого рода помощь ему требуется.
— Если ребенок приглашает в гости друга (речь о детях постарше), он должен получить на это ваше разрешение. В таких случаях не лишним будет обезопасить вашу квартиру — молодежь может загулять по принципу «кот из дома — мыши в пляс». Уберите подальше деньги, ценные вещи, все то, что не предназначено для посторонних глаз.
— Вместе с «сидельцем» составьте план, распишите день по минутам, чтобы он не маялся без дела, не слонялся по комнатам.
Нельзя, и точка!
Говори — не говори, детвора имеет способность пропускать мимо ушей многое из наших наставлений. Мальчишки все равно не упустят возможности сунуть нос в открытые люки, заглянуть в подвальные помещения и на чердаки, прогуляться по крыше. Самая радикальная мера здесь — субботник, соберитесь с соседями, закройте эти опасные лазейки и двери, сообщите о поломках в ЖЭСы. Любопытство, желание «погусарить» у мальчишек «живее всех живых», но о последствиях своих шалостей они не всегда осведомлены.
— Объясните им, что нельзя трогать и крутить вентили и краны на трубах, задвижки. Ожог горячей водой, паром — вот возможный результат этих глупых удовольствий.
— На площадках для игр не должно быть никаких коммуникационных люков, особенно если их крышки прикрыты неплотно: переломы, ушибы и прочие неприятности неизбежны.
— Запретной зоной для всяких игр должны быть трансформаторные станции и будки, прилегающие к ним территории — здесь все понятно: с электротоком не шутят.
— Свалки строительного мусора, котлованы, недостроенные здания, подвалы и чердаки жилых многоэтажек — конечно же, очень привлекательные объекты для детворы. Объясните, что это опасно, кроме прочего, там возможна встреча с сомнительными личностями.
Гуляя сами по себе
Без сомнения, ребенок, выходящий впервые из дому без сопровождения взрослых, вступает в новую полосу своей жизни: он уже «взрослый», но все еще наивный. Поэтому, отпуская его в одиночное плавание, родители должны твердо знать, где в эту минуту находится ребенок.
— Всегда требуйте четких ответов: куда он идет, с кем будет играть, чем заниматься. Оговорите, где ему разрешено бывать и куда он не должен заходить никогда.
— Если речь идет о младших детях, лучшее место для их игр — площадка под вашими окнами, где они будут заняты в компании своих сверстников. Вы всегда сможете контролировать их и прийти на помощь.
— Не оставаться одному! — эту заповедь ребенок должен усвоить, как дважды два. Играя с друзьями, стайкой, компанией, ребенок уже пассивно защищает себя от возможных неприятностей.
— Отправляя сына или дочь в гости, разрешая прогулку в парк или в кино, напомните, что его маршрут должен пролегать исключительно по людным местам. Даже торопясь, он не должен сокращать безопасный путь: заросший сквер, пустырь между домами, глухая улочка не для него.
— Если ребенку покажется, что за ним идут по пятам, если он чем-то напуган и чутьем чувствует опасность, пусть, не смущаясь, не боясь обеспокоить других, обращается в «убежище» — магазин, где теперь есть своя служба безопасности, в аптеку, бежит на многолюдную остановку… Специалисты советуют: на основных маршрутах вашего ребенка — в школу, в бассейн, в магазин — вы должны вместе наметить «систему убежищ», те самые места, где он может попросить помощи.
— Дети и незнакомые им люди — отдельная серьезная тема для разговора. Для начала ребенок пусть усвоит главное: вступать с незнакомцем в разговоры на улице, в транспорте, в сквере нельзя! В случае, если незнакомец хватает его за руку, ведет к машине, он должен вспомнить «коронную» фразу и прокричать ее как можно громче: «Помогите! Это не мои родители!»
Окончание темы: как познакомить ребенка с азами безопасности (советы психолога).
Читайте также: