В отдельных учреждениях здравоохранения дорогостоящее оборудование долгое время простаивало из-за несогласованных действий проектировщиков, заказчиков и поставщиков. Эти и другие «болевые точки» медицины обсуждены на заседании коллегии Комитета государственного контроля Гродненской области с участием руководителей Минздрава, облисполкома и ряда медицинских учреждений.
Можно найти деньги на закупку новейшего оборудования, но будет мало толку, если не созданы надлежащие условия для его эффективного использования. Как и случилось, например, в Гродненском областном кардиологическом диспансере. За средства республиканского бюджета он получил французский ангиографический аппарат с инструментами и расходными материалами стоимостью 3,6 миллиарда рублей. И все бы хорошо, однако… Помещения и инженерные коммуникации оказались не готовыми для установки этого аппарата. Его вовремя не смонтировали и через пять месяцев, в соответствии с постановлением коллегии Министерства здравоохранения, передали в столицу для Минской областной клинической больницы.
В Дятловской центральной районной больнице по этой же причине в течение 5 месяцев не вводился в эксплуатацию рентгенодиагностический аппарат. В Сморгонской районной больнице полгода отсутствовали условия для установки диализных аппаратов и систем экстракорпорального гемодиализа. В Гродненском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья 7 месяцев не были задействованы спектрометры…
Бывает и так, что технику покупают, а потом наступает прозрение: оказывается, это оборудование использовать в полной мере нельзя. Либо его эксплуатация вообще нецелесообразна. Например, Гродненская областная станция переливания крови в порядке централизованной поставки Минздрава получила лабораторную центрифугу, которая предназначена для исследований методом ПЦР (полимеразно-цепная реакция). И тут «вдруг» выясняется, что такие исследования в лаборатории станции невозможны, потому что… отсутствует аппарат ПЦР-диагностики. Это все равно, что собираться ехать, не имея автомобиля, а только колеса. В результате центрифуга полтора года не использовалась, после чего попала в областную клиническую больницу.
Да что полтора года… Дятловской районной больнице понадобилось три года, чтобы, не найдя применения блокам контроля газов и кабелю, передать их коллегам. А в областном центре «Фтизиатрия» с 2000 года находится подставка для хирургических инструментов, поступившая в виде гуманитарной помощи. С тех пор и лежит на складе в разобранном состоянии, не имея инструкции и других документов. Может, требуется помощь в установке или перераспределении этой подставки? В течение десяти лет с такой просьбой в управление здравоохранения облисполкома не обращались.
Вывод Комитета госконтроля: на стадии планирования количественные и качественные характеристики медицинского оборудования, закупаемого для регионов, должны проходить обязательную экспертизу, в том числе с привлечением специалистов-практиков.
— На закупку медицинского оборудования тратятся огромные деньги бюджета, поэтому нужен четкий алгоритм действий в этой сфере. Нельзя, чтобы планы закупки формировались «с потолка». Надо исходить из того, что в первую очередь необходимо сегодня. И на основании планирования (текущего, перспективного и прогнозного) осуществлять закупку оборудования, своевременно готовя специалистов и помещения. Тогда избежим казусов, когда туда-сюда, из одной больницы в другую, гоняем технику, — отметил председатель Комитета Государственного контроля Гродненской области Сергей Ровнейко.
Пока же есть примеры, когда в одних медучреждениях оборудование уже полностью исчерпало свой ресурс, а в других — оказываются ненужными или плохо используются новые аппараты.
— Сегодняшняя параллельная система закупок на уровне района, города, области, республики неэффективна. Нужно централизовать закупки через систему Министерства здравоохранения, независимо от того, новый объект строится либо это ремонт или переоснащение медучреждения.
— У министерства есть возможности сделать эти закупки более прозрачными и профессиональными, — предлагает Сергей Ровнейко.
Кроме того, Комитетом госконтроля установлены факты несвоевременного монтажа оборудования, приобретения недоукомплектованной медицинской техники, промедления с поставкой запасных частей.
Вот как, например, РУП «Белмедтехника» и его дочернее предприятие в Гродно осуществляли поставку видеоэндоскопических систем японского производства шести больницам. За счет средств областного бюджета (на общую сумму 1417,8 миллиона рублей) состоялась предварительная оплата. По договору, срок поставки оборудования не должен был превысить 130 дней. Однако понадобилось целых 7 месяцев после оплаты. Оборудование стоило уже 2069,4 миллиона рублей — по курсу евро на момент отгрузки. Мало того, комплектация оказалась неполной и монтаж систем затянулся еще на два месяца.
В Гродненской областной клинической больнице более 5 месяцев простаивал из-за неисправности единственный в области литотриптер (аппарат для дробления камней мочевой системы), и пациенты могли получить помощь только в других регионах страны. Три месяца там же не работал и рентгеновский компьютерный томограф: запчасть, поступившая от обслуживающей организации, оказалась бракованной.
— Взялся работать со здравоохранением — обязан действовать, как часы. Поставки и обслуживание медицинского оборудования должны быть рассчитаны до секунды, потому что это касается жизни людей. Сердце не может остановиться и ждать, пока привезут какую-то запчасть, устраняют брак. И поставщикам нужно это четко осознавать. Не они должны диктовать свои условия (мол, подождите, пока специалист освободится), а по первому звонку из медучреждения мчаться туда и делать, что надо. Те же, кто этого не понимает, должны быть банкротами после судебных претензий, — считает Сергей Ровнейко.
Борис Прокопчик, 21 ноября 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=105658&idate=2012-11-21
Читайте также: