Обратить самое серьезное внимание на взаимоотношения между врачами и пациентами призвал участников итоговой коллегии Минздрава заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Тозик:
— Люди жалуются не на ваш профессионализм, а на равнодушие со стороны врачей, на хамство или неприкрытое взяточничество. Особенно это касается столичной системы здравоохранения. Честно говоря, у меня вообще сложилось впечатление, что столичная медицина в этом плане деградирует. С этим нельзя дальше мириться. Очень многое, я считаю, зависит от руководителя медицинского учреждения, но многих руководителей клиник и поликлиник уже в 17 часов, а некоторых и раньше, нельзя застать на рабочем месте. Простите, я этого не понимаю. Если ты идешь на руководящую должность, то должен полностью посвящать себя этой работе. Считаю также, что и сами медицинские работники должны активнее выносить проблему «врач — пациент» на страницы СМИ, так и пациенты не всегда правы. Чем больше мы будем говорить о проблеме вслух, чем больше будет дискуссий по вопросам взаимоотношений между пациентами и медиками, тем быстрее исчезнет между ними недопонимание.
По данным Министерства здравоохранения, в 2013 году медицинские университеты выпустят 2820 молодых специалистов.
— В 1990 году выпуск медицинских ВУЗов составил 1500 человек (между прочим, население страны было больше на 850 тысяч человек). И все кадровые потребности отрасли при этом закрывались. А сегодня мы выпускаем вдвое больше врачей, но все равно кадровый дефицит остается. Так для кого мы готовим кадры — для соседних государств? Скажите, сколько из ваших выпускников через три года после окончания университета уходят из профессии? — поинтересовался Анатолий Тозик у ректора Белорусского государственного медицинского университета Анатолия Сикорского. — Прошу вас, проследите судьбу каждого из ваших выпускников 2009 года (как «бюджетников», так и «платников»), и сообщите нам, где эти люди сейчас, сколько человек ушли из профессии и по каким причинам… Поверьте, это будет очень интересная и важная информация, которая поможет нам принять ряд важных решений и документов. Возможно, нам нужно не увеличивать выпуск врачей, а делать все для того, чтобы молодые специалисты закреплялись на своих рабочих местах?
— У нас естественная убыль врачебных кадров (имеется в виду выход врачей на пенсию, инвалидность и смерть) колеблется ежегодно от 1100 до 1200 человек, — сообщил министр здравоохранения Василий Жарко. — Миграция врачебных кадров в пределах страны составляет 23-25%. За пределы страны уезжают ежегодно от 100 до 140 человек. И если бы мы сохранили набор в медицинские ВУЗы на уровне 90-х годов, который не позволял покрывать даже естественную убыль врачебных кадров, то работать сегодня, наверное, было бы некому.
К тому же и уровень оказания медицинской помощи в 90-е годы и сегодня не идет ни в какое сравнение. В 90-е годы у нас не было реанимационных отделений во всех центральных районных больницах, не было перинатальных центров, смертность новорожденных и материнская смертность были на порядок выше, как и показатель послеоперационной летальности, не было развитой кардиохирургии, лечения онкологии (у нас и сегодня еще есть проблема с кадрами для лучевой терапии онкологических больных). У нас не было научно-практических республиканских центров, а были научно-исследовательские институты. Последние годы мы развиваем эндоваскулярную хирургию, лучевую диагностику, поэтому возвращаться к прежним показателям подготовки специалистов в 1500 человек нельзя однозначно.
— Извините, но количество коек на 10 тысяч населения в европейских странах в три раза меньше, чем у нас, и количество врачей там тоже меньше, но на уровне оказания медицинской помощи это никак не отражается! — не согласился Анатолий Тозик. — Если следовать вашей логике, то у нас в скором времени одна половина населения страны будет лечить вторую его половину. Надо думать и над оптимизацией структуры, и над оснащением медицинских учреждений. Наша страна совсем небольшая, поэтому, возможно, и не нужно, чтобы сложные медицинские технологии присутствовали в каждой участковой больнице. Мы сегодня по праву гордимся очень дорогим современным медицинским оборудованием наших больниц, оснащенных не хуже европейских. Однако всегда ли мы можем обеспечить эффективность использования дорогостоящей техники? Есть ли у нас соответствующие специалисты?
Касаясь работы амбулаторно-поликлинического звена, Анатолий Тозик призвал собравшихся подумать над тем, чтобы сделать его работу как можно более эффективной, особенно учитывая высокие нагрузки на специалистов, работающих на «передовой» отечественной медицины:
— Сегодня необоснованны до 40 процентов всех посещений поликлиник. С этим надо что-то делать. Год назад я предлагал вам варианты, но вы на них не пошли (предложение касалось введения символической платы за посещение поликлиники. — Ред.). Давайте вместе думать над тем, чтобы медицинскую помощь получал, в первую очередь, человек, которому она действительно нужна. Медицинская помощь должна быть доступна именно больным людям. Но ваша инициатива о введении платных врачебных консультаций по телефону меня настораживает. Действительно, за рубежом существует практика телефонного консультирования, но этим занимаются так называемые семейные врачи, которые знают своих пациентов с ног до головы. А у нас, получается, больной будет звонить незнакомому врачу, который по телефону будет ставить пациенту, которого он вообще никогда не видел, диагноз и назначать ему лечение? Считаю, что нужно более аккуратно подходить к таким экспериментам.
Анатолий Тозик также попросил присутствующих медиков подумать о том, чтобы пациенты компенсировали лечение тех заболеваний, причиной которых стало курение. По словам Анатолия Тозика, уже подготовлены предложения относительно условий лечения пациентов, причиной заболевания которых стало алкогольное опьянение. Планируется, что первые шесть дней болезни листок нетрудоспособности им вообще не будет оплачиваться, а за следующие шесть дней пребывания на больничном выплата будет составлять только 50% от их заработка.
Анатолий Тозик с удовлетворением отметил, что демографическая ситуация в стране начала исправляться. Рождаемость в 2012 году увеличилась на 6 тысяч человек, а смертность снизилась на 9 тысяч человек. Если удастся сохранить эту тенденцию, то в 2015 году Беларусь может выйти на положительный естественный прирост населения.
— Нам удалось уменьшить число случаев гибели людей от внешних причин, но все равно над этой цифрой еще нужно работать — нужно стремиться снизить ее хотя бы еще наполовину. Есть у нас и еще один резерв для стабилизации демографической ситуации: давайте постараемся вместе убедить молодые семьи рожать второго ребенка. А если будет второй ребенок в семье, то на третьего осмелиться родителям будет гораздо проще, — подытожил Анатолий Тозик.
Надежда Николаева, 31 января 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=108176&idate=2013-01-31
Читайте также: