Для справки:
по данным российской Лиги прав пациентов, ежегодно от врачебных ошибок в России погибают 50 тысяч человек. Официальную статистику врачебных ошибок, которые приводят к смерти пациентов, никто не ведет, но по неофициальной информации, халтура и просчеты в работе медиков убивают больше россиян, чем гибнет людей в дорожно-транспортных происшествиях.
Необходимость внедрения в Беларуси системы обязательного страхования профессиональной ответственности врачей и создания в стране Национальной медицинской палаты оказались в центре внимания делегатов IV съезда Белорусской ассоциации врачей.
— Запуск системы страхования профессиональных рисков позволит защитить экономические и профессиональные интересы белорусских медиков, интересы пациента и его родственников. К сожалению, на данный момент врач в нашей стране абсолютно незащищен: его можно привлечь к ответственности, как по административному, так и по уголовному законодательству, — подчеркнул в своем выступлении на съезде Валерий Лекторов, который последние пять лет возглавлял Белорусскую ассоциацию врачей. — В Уголовном кодексе есть 7 статей, согласно которым врач может быть привлечен к уголовной ответственности. Сроки наказания по этим статьям колеблются от года до семи. Например, в 2010 году четыре медицинских работника были привлечены к ответственности по 162-й статье Уголовного кодекса «Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником».
Принимая во внимание такие важные «нюансы», как многолетнее обучение врача, его невысокую зарплату и предельную степень психоэмоционального истощения, нетрудно предсказать, что если над ним будет висеть еще и «дамоклов меч» в виде необходимости уплаты пациенту материального ущерба в особо крупном размере при совершении врачебной ошибки, то это будет только усиливать у врача чувство социального дискомфорта и неуверенности в завтрашнем дне. Будет и дальше падать престиж профессии врача в нашем обществе и увеличиваться отток квалифицированных врачебных кадров из системы здравоохранения в другие сферы деятельности, нередко вообще никак не связанные с медициной. Существует также угроза выезда белорусских врачей за границу в поисках более надежной социальной защиты, как это сегодня происходит в странах Балтии.
Увы, но во время принятия Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» наши предложения о введении обязательного страхования профессиональной ответственности врачей не были поддержаны правительством и не вошли в закон. Хотя в законодательном порядке застрахованы в Беларуси многие специалисты, включая ветеринарных врачей.
При этом Валерий Лекторов констатировал, что в Беларуси не развита не только система защиты интересов врачей, но и система защиты прав пациентов, так как в противном случае количество исков к врачам измерялось бы тысячами — также, как в Европе или США.
Расплата за «рабочий диагноз»
Позволим сделать небольшое отступление, чтобы посмотреть, с каким проблемами сталкиваются медики в других странах. Недавно власти Евросоюза раскритиковали медицинское обслуживание в Европе, где каждый десятый пациент становится жертвой медицинских ошибок, а больничные инфекции нередко влекут за собой смерть человека. В известном британском журнале Brіtіsh Mеdісаl Jоrnаl была опубликована статья, автор которой профессор Гордон Калдвелл раскритиковал методы диагностики, принятые у современных врачей. Профессор Калдвелл утверждает, что большинство медиков при первой встрече с пациентом ставят «рабочий диагноз», в соответствии с которым больному и назначается лечение. Но этот диагноз нередко бывает ошибочным. У медика просто не хватает времени на тщательный сбор информации для постановки правильного диагноза. Как правило, такие ошибки делаются в условиях, когда записи о состоянии здоровья пациентов отсутствуют или находятся в беспорядочном состоянии, результаты анализов и исследований не удается посмотреть, врачи стараются поскорее освободить больничные кровати, выписывая пациентов домой. Профессор Калдвелл уверен, что алгоритм приема и осмотра больных надо пересматривать: «Правильный диагноз — это главное, что определяет шансы пациента на выживание. Поэтому врачей обязательно нужно обеспечить и временем, и пространством, и информацией».
В Австралии в ходе опроса трех тысяч врачей неожиданно выяснилось, что третья их часть задумываются об уходе из профессии из-за частых исков со стороны пациентов. И 40 процентов задумываются о преждевременном выходе на пенсию. Боязнь судебного наказания (а почти 40 процентов респондентов видят в каждом пациенте потенциального жалобщика) заставляет специалистов заниматься «оборонительной медициной». В частности, 55 процентов опрошенных врачей заявили, что стали чаще заказывать анализы, 43 процента — чаще отправлять пациентов на консультацию к «узкому» специалисту и 11 процентов — выписывать больше лекарств.
В Британии количество жалоб на медицинское обслуживание достигло рекордного уровня: за 2009 — первое полугодие 2010 года в учреждения здравоохранения были направлены 101,7 тысячи письменных жалоб от неудовлетворенных пациентов. Возможно, пациенты становятся более требовательными, но не исключено, что есть над чем работать и системе здравоохранения…
В Соединенных Штатах Америки разбирательства по искам, связанным с медицинскими ошибками и халатностью медработников, обходятся системе здравоохранения в 55,6 миллиардов долларов в год. Большую часть расходов составляет оплата так называемых «оборонительных действий» медицинских учреждений, в том числе оплата экспертизы спорных случаев и дополнительные исследования, назначенные пострадавшим пациентам. Значительные средства выделяются также на оплату административных и судебных издержек, а выплаты по искам против врачей, наоборот, составляют самую меньшую часть: в 2008 году — 5,72 миллиарда долларов. Самая большая сумма компенсации здоровью пациента составила в США 12 миллионов долларов — ее выплатили в 2006 году семье, в которой ребенок стал инвалидом в результате наложения щипцов во время родов. Детский церебральный паралич — очень серьезный диагноз. Судом было учтено, что и родители, и ребенок будут страдать всю жизнь, ребенок не сможет получить профессию, когда вырастет, не сможет содержать в старости ни себя, ни своих родителей.
Добровольное страхование — лишь полумера
Растет число недовольных пациентов и в Беларуси: за последние четыре года количество жалоб, поступающих в главное медицинское ведомство страны, выросло более чем на тысячу. Пациенты недовольны нарушением этики и деонтологии, невнимательным уходом за больным, жалуются на недоступность медицинской помощи и отказ в ней, много недовольных очередями, отсутствием оборудования в больницах и стационарах. Количество судебных экспертиз, которые назначаются правоохранительными органами по делам о ненадлежащем оказании медицинской помощи, также ежегодно возрастает на 15-20 процентов. Есть мнение, что пациенты и врачи постоянно нарушают права друг друга: незнание своих прав отнюдь не способствует налаживанию диалога.
Часть претензий пациентов доходит до суда, но чаще всего пациенты не знают, что можно требовать, в каком размере, куда нужно обращаться и сколько времени это может занять. Особенно если речь идет не о платных медицинских услугах, а о государственной медицине. Не секрет, что рассчитывать на большие суммы компенсации белорусским пациентам не приходится…
— На Западе размеры возмещения вреда здоровью, которые возникли в результате врачебной ошибки или халатности медперсонала, определяются, исходя из реальных потребностей человека, который пострадал, а не из финансовых возможностей той стороны, которая нанесла вред здоровью — как это происходит у нас, хотя в нашей стране здоровье и жизнь человека объявлены главными ценностями, — подчеркнул Валерий Лекторов.
В соседней Литве все медицинские учреждения обязаны страховать свою гражданскую ответственность за вред, нанесенный здоровью пациентов. Минимальная сумма страховки составляет 50 000 литов, но учреждения здравоохранения могут дополнительно страховать свою ответственность. К выводу, что без страхования врачебных ошибок обойтись невозможно, в Литве пришли после ужасной трагедии, которая произошла в одной из областных больниц. Новорожденные близнецы получили сильные ожоги по вине медицинской сестры — та положила их на грелку, хотя в больнице имелась современная аппаратура для новорожденных. Младенцам пришлось проводить пересадку кожи. Они выжили, но никто не может сказать, как пережитый болевой шок может повлиять на развитие этих детей в будущем. Согласно вердикту Верховного суда, больницу заставили выплатить компенсацию семье пострадавших младенцев в размере полумиллиона литов (или 175 тысяч евро). Родители требовали от больницы материальную компенсацию вреда здоровью детей в размере 3 миллионов литов — это примерно 1 миллион долларов США. На суде был составлен график выплаты этой суммы, так как в противном случае больница просто должна была закрыться. Поэтому сейчас в Литве страхуются все больницы, поликлиники, кабинеты семейного врача, независимо от того, государственное это учреждение или частное, и именно они компенсируют пациентам ущерб, если, конечно, врач не допустил преступную халатность.
Страхование во всем мире является основой осуществления любой деятельности, тем более врачебной. В Беларуси профессиональные риски медперсонала также страхуются, но в добровольном порядке. По информации Белорусской ассоциации страховщиков, в 2010 году было заключено более 200 договоров о сотрудничестве между страховыми компаниями и учреждениями здравоохранения. Понятно, что это только капля в море…
— Пока соответствующая статья не появится в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении», — уверен Валерий Лекторов, — страхование врачебной деятельности не станет в нашей стране нормой.
Валерий Лекторов сообщил, что Белорусская ассоциация врачей готова выйти с предложением к главе нашего государства о создании в стране Национальной медицинской палаты, которая стала бы действенным помощником Президенту, правительству и Министерству здравоохранения в решении стратегии обеспечения здоровья нации. В странах Балтии, Российской Федерации, Казахстане общественные врачебные сообщества плотно работают с властями, и к мнению медицинской общественности там вынуждены прислушиваться.
По словам Валерия Лекторова, ни в Западной Европе, ни в США врачи никогда не сталкивались с системой тотального управления врачебной деятельностью со стороны государственных органов:
— Наши иностранные коллеги плохо понимают, как государственные чиновники без активного участия врачебных ассоциаций могут принимать эффективные решения, например, по допуску к профессиональной и врачебной деятельности, или определять степень квалификации специалиста, заниматься стандартизацией и сертификацией медицинских услуг, устанавливать нормативы по штатам, кроватях в стационарах, заработной плате и так далее. Самое трудное — убедить руководителей системы здравоохранения перейти от прямого администрирования врачебной деятельности к внешнему контролю, а также доказать им на практике, насколько им самим было бы выгодно передать часть неэффективных полномочий системе врачебного самоуправления. Но передача части полномочий может состояться только в случае подготовки новых нормативно-правовых документов и внесения соответствующих поправок в Закон «О здравоохранении».
Надежда Николаева, газета «Звязда», 19 февраля 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=74660&idate=2011-02-19
(На съезде был избран новый председатель Белорусской ассоциации врачей. Им стал главный врач 34-й центральной районной поликлиники города Минска Дмитрий Шевцов).
Читайте также: