Сегодня ни один хирург не возьмется оперировать пациента, пока тот не подпишет согласие на проведение операции. Но большинство из нас все еще плохо представляет, что и зачем при этом подписывают, а медицинские работники, по разным причинам, не всегда уделяют достаточно внимания этому вопросу. Наша газета решила уточнить: что это за документ и на ком лежит ответственность за последствия лечения после его подписания?
Кому это нужно?
В советское время, когда человек поступал в больницу, считалось, что он автоматически готов отдаться в руки врача. Тот решал, как лечить, и даже если больной не был согласен с предложенными процедурами, его мнения никто не спрашивал, поскольку он считался дилетантом.
Но в последние годы появилось много информации о том, что подобное командное отношение к больному снижает эффект лечебных мер, в то время как сотрудничество врача и пациента в принятии решений по лечению повышает шансы выжить даже при самых страшных диагнозах.
Доктрина подписания добровольного согласия пациента также связана с распространением рыночных отношений на сферу медицинского обслуживания и повышением юридической компетентности людей, в силу чего в нашей стране начали появляться иски против врачей.
Между тем, многие пациенты считают, что это всего лишь страховка для врачей. «Я подписывала такое согласие, — говорит учительница начальных классов Светлана Короткая. — Но бумаги мне дали, когда я уже находилась перед операционной и была в состоянии не совсем адекватном. Вот если бы мне принесли их накануне… И, насколько я помню текст, там я соглашалась со всем, что бы со мной ни случилось. На мой взгляд, это документ, защищающий врачей, а меня — нет«.
Но юрисконсульт ОДО «Центр юридических услуг» Алексей Нестеренко с ней не согласен. «Этот документ защищает, с одной стороны, врача, а с другой — пациента, — утверждает Алексей Нестеренко. — Ведь последний получает полную информацию о том, что ему предполагается сделать. Иногда это единственная защита от некачественной медицинской помощи.
Например, получив информацию о предстоящем обследовании или лечении, которое вам может дать районная поликлиника, вы можете согласиться с ним либо отказаться и обратиться в другое медучреждение, к другому специалисту, воспользовавшись платными медуслугами.
Но согласие пациента на лечение, конечно, гарантирует также и защиту интересов врача, так как больной осведомлен о возможных рисках. Другое дело, что врач должен сообщить пациенту медицинскую информацию как можно раньше, чтобы у того был время на принятие решения».
Право на знание
Как это обычно происходит на практике, мы попросили рассказать Андрея Мазуренко, заведующего лабораторией повреждений позвоночника и спинного мозга РНПЦ травматологии и ортопедии, кандидата медицинских наук.
По словам нашего собеседника, прежде чем врач попросит пациента дать согласие на проведение операции, он должен предоставить следующую информацию:
- с помощью рентгеновских снимков, муляжей и др. объяснить суть предстоящего оперативного вмешательства;
- охарактеризовать риски, связанные с предлагаемым лечением, в том числе побочные действия, болезненные ощущения и др.;
- рассказать о шансах на успех и риски при применении других методов лечения;
- объяснить, чем грозит отказ от лечения.
«В последнее время многие пациенты с высшим образованием, узнав о своем диагнозе, сначала читают про эту болезнь в интернете, консультируются у нескольких специалистов, — говорит Андрей Николаевич. — Я считаю это абсолютно нормальным. Операции на позвоночнике, как правило, являются технически сложными, травматическими, сопровождаются потерей большого количества крови. И больной имеет право выяснить все обстоятельства«.
«Женщин часто интересует величина разреза, количество швов, хотя для нас, хирургов, это не главное, — улыбнувшись, продолжает рассказывать Андрей Мазуренко. — И всех пациентов волнует, насколько длинным будет постельный режим, сколько времени займет реабилитация. Часто спрашивают о гарантиях, осложнениях после операции. Но тут многое зависит и от организма человека. Например, сроки выздоровления могут быть разными даже в зависимости от того, курит человек или нет«.
Кто ответит?
Многие оперативные вмешательства не дают стопроцентных результатов, утверждает и заведующий гинекологическим отделением РКМЦ (Республиканского клинического медицинского центра) Управления делами Президента РБ Андрей Казакевич. Есть осложнения, не связанные с врачебными ошибками. Если пациент знает об этом и обо всех возможных последствиях, это упрощает дело.
Но если хирург забыл в животе пациента пинцет — это уже грубая врачебная ошибка. В этом случае несет ответственность целая бригада: и хирург, и ассистент, и медицинская сестра. Здесь никакое согласие пациента медиков не спасет. Врач отвечает за то, чтобы операция была выполнена технически правильно. Если она выполнена с недостатками, согласие пациента тоже никак хирургу не поможет. Он будет отвечать за свои ошибки.
Что говорят юристы
Юрисконсульт Алексей Нестеренко дал ответы на самые частые вопросы наших читателей:
На какое медицинское вмешательство необходимо согласие пациента?
— Любое воздействие на организм человека может осуществляться только при наличии его согласия. Причем оно требуется не только на лечение в целом, но и на каждую конкретную процедуру (назначение медикаментов, рентген, анестезию и т.п.). В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона РБ «О здравоохранении» согласие на простое медицинское вмешательство дается устно.
Сложное медицинское вмешательство может проводиться только при наличии предварительного письменного согласия, которое вносится в медицинскую документацию и подписывается пациентом (или лицами, которые имеют право на предоставление такого согласия) и врачом.
Кто имеет право дать согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего?
— Один из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей (законные представители). Кроме того, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет вправе самостоятельно давать согласие на простое медицинское вмешательство.
На ком лежит ответственность за здоровье и жизнь несовершеннолетнего ребенка, если его родители отказываются от лечения?
— Эта проблема в большей степени касается неблагополучных семей. Если отказ родителей может повлечь неблагоприятные последствия для ребенка, думаю, медучреждение обязано незамедлительно информировать органы опеки и попечительства и прокуратору, чтобы те обеспечили защиту права несовершеннолетнего на жизнь и здоровье.
Когда согласие не требуется?
— Если у вас заболевание, которое является опасным для здоровья окружающих, и при этом вы уходите от лечения, вас могут начать лечить принудительно. Это касается и тех, кто страдает психическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
Светлана Бусько.
Отказ от лечения или от мед. помощи?
Если вас не устраивает конкретный метод лечения, формулировать это надо именно как отказ от предложенного лечения, а не от медицинской помощи в целом. В таком случае медучреждение обязано предложить альтернативный вид лечения. Если же вы отказались от всех предложенных методов лечения, доступных в конкретном медучреждении, то фактически это будет означать отказ от медицинской помощи.
5 августа 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=83855&idate=2011-08-05
Читайте также: