Наши близкие с течением времени меняются — стареют. Но что такое старость? Если коротко, то это вполне закономерное, постепенное угасание в работе всех органов и систем, в том числе нервной. Изменения в психике сказываются на поведении, мешают пожилому человеку справляться с жизненными трудностями, снижают гибкость и живость ума, рождают предрасположенность к консерватизму, идеализации того, что было прежде, некоторое преувеличение своей роли в прошлом. В ряде случаев присоединяются и специфические состояния — снижение интеллекта (деменция), болезнь Альцгеймера, что существенно осложняет жизнь не только самому больному, но и окружающим…
Непонимание близкими тех процессов, которые происходят в организме их старого родственника, рождает много конфликтных ситуаций, вызывает ряд вопросов, в том числе и такой: кто и как должен выполнять уход за пожилыми людьми? Сами родственники? Специально обученные сиделки? А может, нужно активнее открывать специальные интернаты? Ответы на такие вопросы будем искать вместе с доцентом кафедры реабилитологии Государственного института управления и социальных технологий БГУ, кандидата медицинских наук Владимира Милькамановича.
— Увеличение средней продолжительности жизни и быстрый рост числа людей пожилого возраста делают все более актуальным практическое развитие науки геронтопсихологии и геронтопсихиатрии — психологии и психиатрии пожилых людей. Предполагается, что впереди нас ждет эпидемия такого психиатрического заболевания, как болезнь Альцгеймера, что обусловлено активным внедрением в жизнь многих достижений цивилизации. Надо признать: возможные последствия воздействия электромагнитных полей до конца не изучены. Исследования в этом направлении продолжаются. Так, у людей, которые погибли в молодом возрасте и которые активно пользовались приборами с электромагнитным излучением, были обнаружены первые признаки морфологических изменений мозга, — похожие на те, что наблюдаются при болезни Альцгеймера. Если допустить, что подобная гипотеза имеет право на жизнь, то абсолютное большинство нынешних молодых людей столкнется с деменцией — снижением интеллекта или болезнью Альцгеймера.
— Допустим, электромагнитное излучение усилит проблему снижения интеллекта в пожилом возрасте, однако она имела место и ранее. Почему и каким образом начинаются подобные процессы?
— Ведущие факторы в старении всего организма — старение нервной и эндокринной систем. С центральной нервной системой непосредственно связаны разные формы приспособления, адаптации, что способствует увеличению продолжительности жизни. Нарушения в работе нервной системы обусловлены старением рецепторов, что проявляется достаточно рано и продолжается всю жизнь. Начиная с 50-60 лет, уменьшается количество нервных клеток — нейронов. Они, к сожалению, не восстанавливаются. В белом и сером веществе головного мозга происходят необратимые атрофические процессы. Одновременно снижается уровень серотонина, норадреналина и других нейромедиаторов, что делает человека уязвимым к депрессии в ответе на стрессы. В возрасте после 65 лет с депрессией сталкивается примерно каждый десятый.
Первые признаки старости со стороны нервной системы проявляются не моментально, а постепенно. Сначала это сказывается на умственной и физической работоспособности, памяти, эмоциях, сложных поведенческих реакциях и т. д. Пожилой человек сам замечает, что у него ухудшилась память, особенно на текущие события, имена и фамилии, он чувствует повышенную утомляемость, особенно при умственной работе. Меняется почерк, во время письма в словах пропускаются буквы. Пожилые становятся невнимательными, забывают про всякие мелочи, например, куда положили очки; не могут подолгу находиться в душных помещениях, поскольку у них быстро наступает кислородное голодание мозга. С течением времени пожилые становятся все более раздраженными, плаксивыми, с большой неохотой принимают все новое.
Интеллект начинает снижаться на третьем десятилетии жизни и к 70 годам достигает примерно 70 процентов от первоначального уровня. Интересно, что у людей, имевших в юности высокий первоначальный коэффициент интеллектуальности, снижение интеллектуальных функций начинается значительно позже и протекает не так выражено. При этом, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом возрасте. Успех в профессиональной деятельности, общая удовлетворенность жизнью и семейным положением создают хорошие предпосылки для сохранения интеллектуального уровня и его постоянства.
— И все же пожилые — разные. Есть добрые и мудрые, а есть, действительно, злые, капризные и недовольные…
— Представители первого типа без особых эмоциональных нарушений переживают выход на пенсию. Они, как правило, готовятся к этому событию, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождает удовлетворенность жизнью и увеличивает ее продолжительность. А у представителей второго типа людей после выхода на пенсию развивается пассивное отношение к жизни, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают чувство ненужности.
— Одно дело — такие закономерные изменения, как соматические болезни, но другое — заболевания психики, та же печально известная своей неизлечимостью болезнь Альцгеймера… Стоит ли рассчитывать на медикаменты, способные приостановить, если не вылечить психические болезни, обусловленные возрастом?
— Болезнь Альцгеймера — широко распространенное среди пожилых людей заболевание головного мозга, которое проявляется в хроническом мозговом синдроме, деменцией, которая, в свою очередь, проявляется повреждением умственной сферы, снижением интеллектуальных функций — абстрактного мышления, памяти, уровня суждений, способности к обучению и т. д. Типичный возраст ее начала — 65 лет. Среди лиц после 85 лет от болезни страдают 20 процентов взрослых людей.
Начало болезни всегда постепенное, так что родственники никогда не могут точно назвать время, когда человек заболел. Сначала у пациентов появляется медленное снижение интеллекта, памяти, потом ухудшается моторика, дальше присоединяется расстройство речи, счета, письма, теряются прежние знания и умения. Позже человек теряет элементарные навыки самообслуживания. Как такового лечения болезни не существует. Таким больным показаны только правильный уход, помощь членов семьи.
Второй по значению группой состояний снижения интеллекта в пожилом возрасте является сосудистая деменция. Причина такой деменции — накопление в головном мозге очагов некроза, которое возникает в результате ишемических инсультов. Для предупреждения сосудистой деменции у здоровых людей необходимо постоянно контролировать свертываемость крови, артериальное давление, причем цифры не должны быть ни высокими, ни низкими, поскольку низкое давление также повышает вероятность ишемических инсультов. Для контроля за давлением действительно нужны медикаментозные препараты, однако в целом важен образ жизни — оптимальные физические нагрузки, необходимо следить за весом, не должно быть эмоциональных перегрузок.
— Больные с деменцией нуждаются в пребывании в специальных центрах, интернатах?
— Подобный вопрос — проявление геронтофобических настроений, достаточно распространенных в нашем обществе. Я имею в виду нежелание людей видеть рядом с собой старого, слабого человека. Геронтофобически настроенные люди любят пожилых только до того момента, пока от них еще можно получить хоть какую-то пользу. Как только это прекращается, возникает вопрос об изоляции, отграничении от бесполезного человека. Известны и крайние случаи проявления геронтофобии, когда пожилых перестают кормить, никуда не выпускают или даже выгоняют из дома. Если вы геронтофобически настроенный человек, то будете подводить разговор под то, чтобы для таких людей создавать учреждения закрытого или полузакрытого типа. Если же вы геронтофилически настроенное лицо, то такое мнение у вас даже не родится.
У геронтологов здесь однозначный взгляд: если старый человек не представляет собой угрозы для окружающих, он должен жить в социуме. Другое дело, если близкие не хотят это осознавать, или просто не любят его, то тогда социальный работник может поставить вопрос об отборе старика из семьи — исключительно с целью его защиты, а не для того, чтобы облегчить жизнь родственникам.
— Что самое важное в деле ухода и заботы семьи о старом родственнике?
— По большому счету, старому человеку в семье нужна не еда, не одежда, не деньги, а только одно — внимание и уход. Как для ребенка. Самое ценное, что можно подарить такому человеку в семье, — свое время, терпимость.
Процесс снижения интеллекта нельзя назвать абсолютно бесконтрольным. При появлении первых признаков деменции — раздражительности, капризности, страхов, проблем с памятью — следует обратиться за консультацией к специалистам. В первую очередь это может быть психолог, который составит индивидуальную программу реабилитации. Многие пожилые люди опасаются, например, таких специалистов, как психиатры, поскольку те якобы могут лишить их дееспособности… Психолог же в этом случае сможет сделать даже больше психиатра: немного повернет процесс в обратном направлении, обеспечит своего рода реабилитацию. Психолог способен помочь разобраться, насколько качественно и счастливо живет ваш близкий человек. От накопившихся с годами болезней не избавишься, и взрослому человеку, в принципе, нужно не здоровье, а… чувство счастья. Если вы хотите сделать человека приятным, послушным — сделайте его счастливым. Понятие счастья в данном случае близкое к понятию качества жизни.
Сегодня в развитых странах любого человека — от маленького до старого — рассматривают с позиций функционирования. В таком случае неправильно разделять болезни на физические и психические. Психическая болезнь как проявление нарушения работы конкретного органа — головного мозга, как и в случаях нарушения работы других органов и систем, требует определенного ухода, тренировки. Тренировкой для головного мозга будут самые разные эмоциональные, психологические нагрузки. Вот почему мы говорим о важности активной жизненной позиции, наличие отношений, разнообразных интересов, хобби. Уход же может включать специфическую медикаментозную терапию для улучшения кровообращения головного мозга, приостановления процессов склерозирования. Назначить такие лекарственные препараты может врач-терапевт или врач-геронтолог… Лекарства, кстати, также должны обеспечивать качество жизни. Если препарат понижает давление, но при этом снижается потенция и работоспособность или ухудшается сон, фирма снимает такой препарат с производства. Опять же, не исцеления, а обеспечения качества жизни необходимо добиваться семье вместе со специалистами, в том числе с социальными работниками, которые есть во всех центрах социального обслуживания населения. Там же есть и психологи, работающие с пожилыми людьми.
— В ряде случаев, при тех же деменциях, пожилому человеку необходимо обеспечить круглосуточный уход. Однако не всегда это возможно по объективным причинам — хотя бы потому, что родственники работают…
— Решение об изоляции в соответствующие интернатные учреждения может и должна принимать не семья, а социальный работник территориального центра социального обслуживания. Центр предоставляет и возможность пребывания в дневном отделении. Подобную социальную услугу сегодня можно получить как и медицинскую — на платной или бесплатной основе. Служба сиделок действует только на базе Белорусского общества Красного Креста. Кстати, подобная служба существует во всем мире именно при общественных объединениях. Возможно, служба сиделок, дневные стационары будут развиваться в нашей стране, однако, еще раз подчеркну, я убежден, что качественный уход пожилому человеку должна обеспечить семья. Другое дело, семье нужно предоставить соответствующую информацию, а значит, на базе территориальных центров, каких-то общественных объединений не лишним было бы создать соответствующие «школы» с уклоном в социальную сторону, поскольку гериатрические школы медицинской направленности уже есть в обычных поликлиниках.
Светлана Борисенко, газета «Звязда», 20 января 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=72871&idate=2011-01-20
Читайте также:
Очень полезная информация. Она (в части сохранения интеллекта) согласуется с моим мнением.
Человеку интеллектуального труда легче дольше сохранять свой интеллект, чем другому. Считаю, что нельзя ему опускаться «ниже плинтуса», т.е. просто вязать носки… Верно?
Верно. Любая функция, которая поддерживается тренировками, угасает медленнее.
Спасибо! Кое-что полезное почерпнула для себя. Моей маме 82 года. Предложить помыться в ответ -ты грязная ты и мойся, а я чистая, логика железная. Или давай таблеточки попьём а в ответ ты больная ты и пей, а я здорова. Ну то что она кроме детства ничего не помнит к сожалению, что делать что бы её хотя бы переодеть, переобуть? По жизни она была очень деятельным человеком и сейчас, мне кажется, бездеятельность её угнетает, но какое занятие можно придумать? И спать боится ложиться, а если спит, то прикорнет, не раздеваясь, ноги все ужасно отекли. Помогите, пожалуйста, или подскажите куда обратиться за помощью. Москва, МО.
Видимо, придется обращаться к психиатру. Таблетки принимать она не хочет, убедить не получается… Что касается работы — может, что-то смогла бы делать по дому, например, по уборке.
Моей бабушке 66 лет. Примерно последние года полтора-два она совершенно изменилась. На улицу не выходит совсем, очень много курит, стала раздражительной, плаксивой, постоянно говорит о своей смерти. Ненавидит своих детей и внуков, говорит мы ей жизнь отравляем. Несколько раз в день у нее случаются какие то приступы, при которых ей сразу необходимо выпить молоко. Иногда она может взять то же молоко из холодильника и начать поливать им пол в кухне, при этом на вопрос что ты делаешь, отвечает: я мою ванну.. однажды она вылила всю кружку молока на голову моему мужу. После таких приступов ничего не помнит, может начать переспрашивать то о чем говорили 10 минут назад. На каждом празднике говорит гадости про детей и внуков, гости потом в шоке уходят. К врачу идти отказывается наотрез.
Когда столкнулась с подобным — резко, в течении одного дня — начала таскать маму (78) по врачам, по скорой.. все обследования показали — здорова, все прекрасно… Лишь один добрый врач со скорой сразу, влет сказал ЕЕ В НЕВРОЛОГИЮ НАДО.. все больницы от нас открестились, а мама моя слепая… так вот и живем ВДВОЕМ МАРАЗМИРУЕМ, при наличии у меня троих детей и сбежавшем муже… НИКОМУ СТАРЫЕ И БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ НЕ НУЖНЫ, КРОМЕ НАС…, которых еще и НЕБЛАГОДАРНЫМИ НАЗЫВАЮТ НАШИ СТАРИЧКИ И СТАРУШКИ..((
Полезные рекомендации, бесспорно. Моей матери 84 года. 6 лет она лежит в кровати после ишемического инсульта. Практически не видит и не слышит, кроме этого недержание мочи и кала. Поскольку я не страдаю геронтофобией, то ухаживаю за ней сама. Чего это мне стоит, знаю только я. Говоря о гуманности в такой ситуации, почему-то не учитывается психическое состояние того человека, который осуществляет уход за больным. Что ждет этого человека впереди после такой нагрузки и растраты жизненных сил? Как долго может выдержать нервная система такую психическую нагрузку, связанную с медленным умиранием близкого человека? По-моему, такой уход лучше осуществлять в спецучреждениях хотя бы за плату.
Комментарий автора сайта: