«Со стороны Министерства здравоохранения за последние годы было сделано много шагов для того, чтобы предупредить развитие у белорусских детей и подростков школьнозависимых заболеваний», — об этом заявила журналистам во время пресс-конференции заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла МАЛАХОВА.
Под школьнозависимыми заболеваниями имеются в виду, в первую очередь, проблемы со зрением и нарушение осанки. Так, в прошлом году нарушения остроты зрения наблюдались в 19,8 процента девятиклассников, а нарушения осанки диагностировались у 13,9 процентов учеников девятого класса.
Именно поэтому главный акцент был сделан санитарно-эпидемиологической службой на обеспечение школ новой ученической мебелью, безопасной компьютерной техникой, а также на улучшение искусственного освещения рабочих мест. Сегодня практически во всех учебных заведениях реконструированы системы искусственного освещения: установлены новые лампы с использованием электронных пускорегулирующих приборов и незначительным эффектом мигания. В начальных классах запрещается ставить для учеников столы — только ученические парты. В прошлом году начали действовать новые гигиенические требования к устройству, содержания и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
— В новых гигиенических требованиях, в частности, был прописан вес ежедневного комплекта учебников для учащихся, — объяснила Алла Малахова. — А еще раньше мы ввели ограничения по весу школьных учебников. Когда появились первые белорусские учебники, то вес некоторых из них доходил до 600-700 граммов. Сейчас действуют жесткие требования: если речь идет о учебнике для учащихся начальной школы, то он не может весить более 300 г, для учащихся 4-6-х классов — не более 400 г, для 7-9-х классов — не более чем 500 г, для старшеклассников — до 600 г. В случае, если вместить весь объем информации в книгу такого веса невозможно, учебник должен быть разделен на две части.
Вместе с письменными принадлежностями вес ежедневного комплекта учебников для учащихся 1-го и 2-го классов школ не должно превышать 1,5 кг. Для учеников 3-4 классов — 2,5 кг, 5-х и 6-х — 3 кг, 7-х и 8-х — 3,5 кг и 9-11-х классов — 4 кг. Причем педагоги должны следить за весом школьных сумок своих воспитанников. По словам Аллы Малаховой, когда санитарные врачи проверяли вес школьных сумок, то воочию убедились, что примерно 60 процентов детей носят там много лишних предметов (ненужных учебников, энциклопедий, книг, игр и так далее), которые они элементарно забывают оттуда достать (особенно это касается учеников начальной школы). В начальной школе вообще должны быть предусмотрены индивидуальные шкафы-ячейки или встроенные шкафы для хранения принадлежностей для уроков трудового обучения, книг для дополнительного чтения в классе, учебников, энциклопедий и учебных пособий.
— Надо иметь в виду, что только набор гуаши весит килограмм, поэтому носить его в ранце или рюкзаке ребенка ежедневно не надо, — добавила Алла Малахова. — Лучше оставить его в школе. То же можно сказать и о многих энциклопедиях, дополнительных тетрадях, альбомах и т. д. При проектировании, строительстве и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений индивидуальные шкафы должны быть предусмотрены также и для учеников старших классов — на европейский образец.
Алла Малахова рассказала журналистам и о гигиенических требованиях к ученическим ранцам, рюкзакам и портфелям: вес кожгалантерейных изделий, рассчитанных на учащихся начальных классов, должен быть не более 600-700 г. А рюкзак или портфель, рассчитанный на учащихся средних и старших классов, должен весить не более килограмма. Значит, общий вес рюкзака старшеклассника вместе с комплектом учебников должен быть в пределах 5 кг. Кроме веса, была ограничена также ширина портфеля, его высота и даже количество накладных карманов, так как чем больше карманов, тем больше будет у подростка соблазн положить туда что-то лишнее.
Отвечая на вопросы журналистов по поводу медицинского сопровождения эксперимента по внедрению в учебном процессе в начальной школе ноутбуков, специалист сообщила:
— О массовом переходе школы на использование ноутбуков говорить пока преждевременно. Вообще во время эксперимента будет изучаться целесообразность использования ноутбуков в учебном процессе. Принесет ли оно ожидаемый педагогический эффект? И тем более не стоит думать, что ноутбук заменит школьникам книгу. Следует иметь в виду, что чтение книг не только тренирует зрительную память, но и способствует развитию у детей грамотности, чего не скажешь о компьютере. Признаюсь, что мы обеспокоены довольно небольшим экраном ноутбуков. Поскольку ранее ноутбуки в школах не использовались, то и соответствующих гигиенических нормативов не существует: предстоит определить, каким должен быть шрифт, безопасный для детского глаза, каким должен быть фон, контрастность экрана, установить расстояние между строками и т. д. Пока что жестко регламентируется время, в течение которого разрешается использовать на уроке ноутбук — не более 15 минут. Хотя, честно говоря, время, которое ребенок проводит перед домашним компьютером, не контролирует никто, даже родители. И именно дома дети теряют свое зрение. Между тем, компьютеры есть дома у 80 процентов белорусских школьников…
Еще один вопрос касался нынешней школьной коллекции одежды, которую многие родители раскритиковали из-за засилья в изделиях белорусских производителей синтетики:
— В белорусских СанПиНах и ранее присутствовали ограничения по количеству химических волокон в школьной одежде. Но мы вступили в Таможенный союз, и сейчас у нас действуют единые санитарные правила, — сообщила Алла Малахова. — А поскольку в России и Казахстане такого понятия, как «школьная одежда» не существует, то и нормирование наличия химических волокон в единых санитарных правилах не предусмотрено. Правда, такой показатель, как «количество химических волокон», не всегда отражает физико-гигиенические параметры одежды: комфортность одежды определяется прежде всего воздухопроницаемостью и гигроскопичностью тканей. На мой взгляд, никто не может заставить родителей покупать ту одежду, в которой, по их мнению, ребенку будет некомфортно. Каждое изделие у нас обязательно маркируется, и если на нем указано, что одежда предназначена для праздничных случаев, нужно подумать, а будет ли ребенку в нем комфортно в течение всего школьного дня. Следует иметь также в виду, что если для одних родителей на первый план выходит состав тканей, то для других не меньшее значение имеет и цена изделия. Можно полагать, что в этом году белорусскими производителями был сделан акцент именно на выпуск более дешевой школьной одежды…
Надежда Николаева, 14 сентября 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=85879&idate=2011-09-14
Читайте также: