Начало темы: какие опасности подстерегают детей дома.
Напоминая ребенку (а возможно, знакомя его) с азами его безопасности, слушая его неверные ответы, постараемся не впадать в панику и не переусердствовать для начала. О том, как говорить с ребенком на темы безопасности, с чего начать, на что обратить особое внимание, советует психолог Валентина КАЗАЧЕНОК.
— Когда, сколько и как говорить с детьми на заданную тему, должно подсказать родительское чутье, знание особенностей вашего малыша, его возраст и уровень общей осведомленности. Ясно, что эта работа — не на один вечер.
Скажите ребенку, что миллионы детей спокойно гуляют во дворах и парках, самостоятельно ходят и ездят и с ними ничего не случается. Но бывают и страшные несчастья. Оставьте свои эмоции и переживания, сосредоточьтесь на том, что ребенку необходимо усвоить. Запугиванием мы ничего не добьемся: страх перекрывает все каналы, парализует волю, отнимает силы. Даже о самых ужасных вещах старайтесь говорить спокойно.
Если сын или дочь спрашивают о чем-то конкретном, отвечайте, каким бы «неудобным» вопрос ни был. Недостаток информации вызывает, как правило, бурную фантазию, в которой действительность становится еще более страшной.
Дети, особенно младшие, мыслят очень конкретно. О том, что у незнакомого человека не следует брать конфеты, малыш знает, помнит. Но стоит предложить ему шарик — берет! Родители должны запустить в действие «принцип зонтика» — обозначить перед ребенком проблему в целом, обрисовать все соблазны, которых нужно избегать: незнакомец обещает купить куклу Барби, зовет к себе домой поиграть на приставке, рассказывает, что у него замечательный компьютер…
Объясните ребенку, что у него есть право говорить взрослому «нет», не подчиняться его приказанию в некоторых случаях и что это не имеет никакого отношения к проблеме непослушания. Возможно, ребенок удивится, ведь ему твердили до сих пор, что взрослый всегда прав. Признайте, что, увы, не всегда.
Говоря об отношениях с незнакомыми людьми, подчеркните, что хороших людей все-таки больше, чем плохих. Быть уверенным в этом ребенку важно — случись беда, а вас не будет рядом, он бросится за помощью опять же к незнакомым взрослым. Заверьте, что десятки людей готовы прийти к нему в беде, поддержать, успокоить.
Обрисуйте ребенку «алгоритм» поведения обыкновенных людей в той или иной ситуации, учите замечать странности в поведении странных типов. Ребенок младшего возраста может прийти в смятение от сурового запрета не общаться с незнакомыми дядями и тетями. Как же так, недоумевает он, сама мама только и делает, что говорит с незнакомцами: в магазине, в транспорте, в парикмахерской… Не ждите, пока он сам поймет, до каких пределов возможно такое общение, объясните: обычно человек скажет несколько фраз и уходит. Если он вертится рядом, прикасается к тебе, следит — это опасно, уходи немедленно!
Убедите ребенка, что он может рассказать вам все, что бы с ним ни случилось. Но знайте: доверять вам или нет, ребенок решает сам, исходя из собственного опыта. Берегите добрые отношения с ним! Малыша научите называть запретные места тела, до которых никто из посторонних не должен дотрагиваться. Он должен их знать и уметь рассказать о том, что показалось странным, что вызвало тревогу.
Знать и делать — не одно и то же. Мы, взрослые, знаем гораздо больше того, что делаем и могли бы сделать. Закончив с ребенком «теоретический курс», повторите его, проигрывая различные ситуации, задавая вопросы: «Как ты поведешь себя, если…», «Одна девочка сделала так. А как поступишь ты?» Не возбраняется, взяв за руку ребенка, вместе пройти его ежедневным маршрутом, выделив беспокойные места и обходя их стороной. Вполне допустим и «метод провокаций» — попросите приятеля позвонить вашему ребенку, когда он один дома, подошлите «незнакомца» встретить его из школы, подвезти домой… Реакция ребенка, его поведение подскажут ваши дальнейшие действия. Наверное, вы согласитесь: забота о его безопасности — не кратковременная акция, а длительная кампания. Взрослея, малыш приобретет необходимый опыт, в том числе и в оценке людей, потенциальных угроз и опасностей, станет более защищенным.
Знания азов безопасности необходимы ребенку, но искренне желаю, чтобы эти знания ему никогда не пришлось применять на практике.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 6 за 1997 год.
Читайте также: