Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему же слово «подросток» вызывает у взрослого человека, как правило, своеобразные эмоции — от осознанного напряжения до легкой паники? На вопрос «Любите ли вы детей?» большинство опрошенных мной людей, ответило положительно. А вот когда я тоже самое спросила про подростков, реакция была неоднозначная, многие заговорили про «ужасный переходный возраст». Резкая смена настроений, несогласие со старшими, желание разобраться в многочисленных сложных вопросах — через это проходят многие подростки. С кем дружить, быть как все или выделиться из толпы, как не поссориться с родителями, где найти деньги и время на развлечения, нужно искать парня (девушку), начинать ли вести половую жизнь, доверять ли свои секреты друзьям, подругам или родителям, куда поступать, кем быть, что делать? Эти и многие другие вопросы волнуют их каждый день. Как это — выплескивать свою агрессию на других, когда в голове полный шум и все вокруг кажется нереальным, иногда даже неразрешимым. Они не знают, как поступить в той или иной ситуации, где найти помощь, у кого спросить совета.
В Беларуси одним из средств образования подростков в сфере репродуктивного здоровья является создание сети медицинских Центров дружественного отношения к подросткам (ЦДП). Деятельность ЦДП основывается на принципах доступности, доброжелательности, доверия, добровольности, приветливости, компетентности и общественной поддержки. В Центре проводятся семинары, тренинги, занятия для врачей, педагогов и психологов. Молодые люди могут получить консультации по вопросам охраны репродуктивного и психологического здоровья, профилактике инфекций, передающихся половым путем, а также по другим вопросам полового воспитания. Организован и лекторий для молодежи. В центре развивается волонтерское движение. Подростки-волонтеры, которые получили полезную информацию, делятся ей со своими сверстниками. На занятиях подросткам рассказывают, как сохранить и укрепить здоровье, что такое безопасные и ответственные поведения. Они смогут обсудить вопросы взаимоотношений, пообщаться на волнующие темы.
Чтобы разобраться в ряде вопросов, связанных с подростками, я обратилась к Юлии Забеле, психологу центра.
— Подростковый возраст — это самый длинный переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. Тем временем происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
— А что такое «подростковый комплекс?»
— Суть «подросткового комплекса» составляют психологические особенности, присущие этому возрасту, специфические реакции на воздействия окружающей среды. У подростка заметно проявляется чувствительность к оценке со стороны посторонних своей внешности. Он очень самонадеянно и безапелляционно делает выводы об окружающих. Временами его внимательность применяется с удивительной черствостью, а болезненная застенчивость с развязностью. Желание быть признанным и оцененным другими, независимость, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами, обожествление случайных кумиров — все это сопровождает непростой период.
— Как «растет» чувство взрослости?
— Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду его готовность к жизни в обществе. В жизни подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в семье. По-прежнему в семье к ребенку относятся, как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее поведение могут даже и «наградить». До реальной взрослости далеко — и физически, и психологически, и социально. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки в подъезде, поездки за город.
— Внешний вид подростка — еще один источник конфликта?
— У подростка меняется походка, манеры, внешний облик. Еще совсем недавно он легко двигался, а теперь начинает ходить переваливаясь, засунув руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции из-за расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.
— Что происходит с внутренним миром подростка?
— У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и хочет, чтобы все — и учителя, и родители — относились к нему, как к равному. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязательств. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь он не принимает. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» Это так напоминает детское: «Я сам!». К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Уважаемые родители, многое вы можете сделать сами. Если ваш подросток стал «колючим», сдержите свое недовольство, тем более раздражение. Попробуйте пересмотреть свои взаимоотношения и сделать их более теплыми и доверчивыми, по-семейному сердечными. Очень важно, чтобы у личности были достойные, а еще лучше — высокие цели: закончить ВУЗ или техникум, достичь рекордов в спорте, добиться признания в творчестве, стать асом в каком-то деле. Если ситуация в семье не поддается корректировке, не стесняйтесь обращаться к психологу. Не загоняйте себя в жизненный тупик.
Маргарита Стражевич, студентка Института парламентаризма и предпринимательства. 8 июня 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=80306
Читайте также: