Туберкулезной бактерией инфицировано большинство нашего населения. К счастью, не все инфицированные начинают болеть, но каждый из них живет с этим возбудителем. А тот может «проснуться» в любой момент. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что очень высокому риску заболевания подвергаются люди с ослабленной иммунной системой. Иммунитет, по большому счету, ослаблен у многих людей, особенно у детей и стариков. А у людей с ВИЧ вероятность развития активного туберкулеза раз в тридцать выше, чем у неинфицированных (в прошлом году туберкулез был выявлен у 301 человека с ВИЧ).
Заявить о себе туберкулез может необязательно в легких, а фактически в любом органе и тканях — в этом его сила и коварство. Самым же распространенным остается первый вариант. Он же и самый опасный с точки зрения возможной эпидемии.
С 2005 года в стране сохраняется тенденция улучшения показателей заболеваемости — она неуклонно снижается. Детская, например, снизилась за несколько лет в 3,5 раза. Так, за прошлый год зафиксировано всего 39 случаев заболевания туберкулезом среди детей до 17 лет.
— Борьба с этим значительным, особенно опасным заболеванием остается актуальной для всего мира, — говорит директор Республиканского научно-практического центра пульмонологии и фтизиатрии Геннадий Гуревич.
Для Европы наша страна в этом смысле остается в числе приоритетных. Потому что для Беларуси характерна проблема множественной лекарственной устойчивости, при которой бактерия-возбудитель туберкулеза не уничтожается основными лекарственными препаратами. Последние еще называют препаратами «первого ряда». Есть еще лекарства «второго ряда», однако и к ним многие пациенты остаются нечувствительными. Это явление называется уже широкой лекарственной устойчивостью.
На сегодняшний день 30 процентов впервые выявленных пациентов имеют множественную лекарственную устойчивость, а среди повторно пролеченных такое наблюдается у 70 процентов. Разумеется, мы лечим таких пациентов, однако это весьма непросто. Во-первых, потому, что лечение в таком случае длится не полгода, как обычно, а два года. Используются при этом более дорогие препараты, обладающие более выраженными побочными эффектами. В такой ситуации трудно мотивировать пациентов на то, чтобы они завершили лечение. Особенно если учесть, что нередко туберкулезом болеют представители так называемых маргинальных слоев общества, люди без определенного места жительства и т.п., от которых сложно добиться понимания. Все-таки пациент находится под пристальным наблюдением медработника только первые полгода, после чего переводится на амбулаторный этап. Это означает, что человек должен регулярно приезжать в медучреждение — в диспансер, поликлинику и т.д. Пациент, кстати, сам выбирает, как ему удобнее получать препарат. Медучреждения полностью обеспечены необходимыми лекарствами, однако невозможно заставить амбулаторных больных появиться, взять, принять…
Средства на противотуберкулезные мероприятия выделяются как из республиканского и местного бюджетов, так и из Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. С 2008 года страна получила из Глобального фонда около 36 млн. долларов. Благодаря последнему гранту в 2015 году будет приобретен новый препарат для больных с множественной лекарственной устойчивостью. Вообще эти деньги направляются на самые сложные направления — закупку резервных противотуберкулезных препаратов, в том числе незарегистрированных в Беларуси, а также на обучение персонала, оснащение медработников индивидуальными средствами защиты и др.
У нас есть отличные возможности для диагностики. Выявить возбудитель туберкулеза и даже определить чувствительность к рифампицину (препарату «первого ряда») можно в течение суток, а не двух месяцев, как это было когда-то. Такие возможности позволяют сделать лечение более эффективным. Известно шесть компонентов, важных для преодоления инфекции — наличие препаратов, эффективная схема лечения, борьба с побочными явлениями, правильная модель амбулаторного лечения (пациент выбирает, куда будет приезжать за лекарствами), мотивация (обеспечение больных проездными билетами и продуктовыми наборами в случае непрерывного употребления препаратов), обучение и мотивация собственно медработников. В Могилевской области сейчас реализуется пилотный проект, связанный с повышением мотивации медицинских работников, контролирующих лечение, путем материального поощрения в случае доставки лекарств на дом пациенту. В конце года исследуем, насколько эффективным оказался такой подход.
Наш центр изучает сейчас и возможности применения современных методов для усиления эффективности лечения случаев множественной лекарственной устойчивости с помощью стволовых клеток. Проведено 30 трансплантаций. Однако оценить результаты можно будет чуть позже.
Множественная лекарственная устойчивость возникает, как правило, из-за того, что пациенты самостоятельно прерывают лечение, не хранят, как говорят специалисты, приверженности ему. Микроб становится нечувствительным к антибиотику. Отсюда и проблема — чем лечить в следующий раз, при возобновлении лечения? Согласно закону, по судебному решению можно принудить человека к обследованию и лечению.
Пробы Манту могут делать только в группах риска. Однако даже если такие пробы будут делаться всем детям без разбора, в этом нет никакой угрозы их здоровью. Для уточнения диагностики используется сегодня и «диаскинтест» с тем же принципом проведения, что и проба Манту.
24 сентября 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/09/54126.html
Читайте также: