Начало темы: признаки и течение посттравматического стрессового расстройства.
Семейная терапия
Поскольку ветераны военных действий часто злоупотребляют алкоголем и разводятся, одна из целей психотерапии — гармонизация семейных отношений как со стороны мужа, так и со стороны жены (установление адекватного отношения к проблемам мужа и уменьшение невротизации жены).
Основной метод — групповая психотерапевтическая дискуссия, дополнительные — психогимнастика и музыкотерапия.
Семейная терапия включает этап оценки и четыре этапа коррекции.
На этапе оценки проводится сравнение по 11 критериям правильной (функциональной) семьи:
- психотравма в семье принимается, а не отрицается;
- проблема распределяется на всю семью, а не только на «жертву»;
- семья ориентирована на решение проблемы, а не на обвинение;
- характерна высокая толерантность (терпимость);
- среди членов семьи существует высокая привязанность;
- в семье принято открытое общение;
- семья отличается высокой сплоченностью;
- обладает гибким распределением семейных ролей;
- для решения проблем семья привлекает не только внутренние ресурсы, но и ресурсы за своими пределами;
- в семье нет насилия;
- не принято использование наркотиков.
4 этапа коррекции
1) Построение терапевтического союза.
Выяснение личных переживаний и неудовлетворенности всех членов семьи. Создание атмосферы взаимного доверия.
2) Воссоздание проблемы.
Слушая друг друга, члены семьи выясняют, как проблема действует на каждого из них. Центр воздействия проблемы постепенно сдвигается от «Жертвы» к воздействию на всю семью в целом. На этом этане происходит распознавание и преодоление чувства вины у «Жертвы». Особо подчеркиваются положительные последствия психотравмы (например, ценность жизни после контакта со смертью).
3) Переструктурирование проблемы.
Весь обсужденный индивидуальный опыт с помощью психотерапевта переформулируют в совместный опыт для построения семейной «теории заживления». Участники боевых действий часто страдают от изоляции, потому что жены отказываются говорить с ними на темы трагедии из-за своей беспомощности и отсутствия психологического образования. Психотерапевт помогает ветерану воспринимать поведение жены как проявление любви, а не отвержения, тем самым возвращая семье единство и сплоченность. Проблема становится преодолимой.
4) Развитие «теории заживления».
Формируется единый оптимистический взгляд на проблему, разделяемый всеми членами семьи с учетом реакции каждого из них. Формирование «заживляющей теории» является критерием успешного завершения семейной терапии.
Самопомощь для людей с ПТСР
Рекомендации для людей с ПТСР для ускорения восстановления:
- регулярно встречаться с психотерапевтом или группой поддержки,
- научиться контролировать напряженность с помощью расслабления, самогипноза, аутогенной тренировки,
- избегать музыки, фильмов и телепрограмм, усиливающих беспокойство (сцен с убийствами, обсуждений болезненных тем),
- стараться достигнуть полноценного отдыха во время сна,
- питаться сбалансированно,
- заниматься физкультурой и спортом,
- ограничить алкоголь и избегать наркотиков,
- завести друзей,
- активно участвовать в лечении ПТСР,
- терпимо относиться к возможным неудачам и задержкам в процессе лечения,
- назначенные лекарства принимать регулярно,
- обязательно обращаться за помощью при необходимости. Составить с психотерапевтом план действий на случай, если симптомы ПТСР возобновятся (знать, что делать и как обратиться к психотерапевту).
Выводы
Эта длинная тема написана для того, чтобы вы смогли вовремя заподозрить развитие посттравматического стрессового расстройства у ваших родственников, друзей или знакомых и оказать посильную помощь. Если человек пережил войну, тяжелый стресс или угрозу для жизни, раздражителен, перенапряжен, морально истощен, страдает бессонницей и ночными кошмарами, потерял интерес к жизни, злоупотребляет алкоголем и наркотиками, имеет жалобы на здоровье, то у него явно посттравматическое стрессовое расстройство.
Это состояние возникает, если сознание не справляется переработать очень тяжелую психотравму. Непереработанный травмирующий опыт мучает пациента и выталкивается сознанием вглубь в подсознание, что требует колоссального расхода психической энергии. Пациент истощается, у него развивается «раздражительная усталость» (астено-депрессивный синдром). Основное лечение — психотерапия. Медикаментозные препараты лишь помогают снять острые или выраженные симптомы и создают оптимальные условия для психотерапии.
И еще пару прописных истин:
- любое лечение лучше его отсутствия,
- профилактика предпочтительнее лечения.
Что еще почитать?
1) Первые массовые случаи посттравматического стрессового расстройства отмечены именно в годы Первой мировой войны. О причинах этого явления и способах лечения читайте в материале «Боевая психотравма: история болезни» (29.07.2014, русская версия сайта Deutsche Welle).
http://www.dw.de/боевая-психотравма-история-болезни/a-17817350
2) Если вас интересует психотерапия, скачайте из интернета «Учебник психо-ХО-терапии» (М., 1998). Составитель Бернгард Тренкле, перевод Л. Каганова. В этой книжке собраны анекдоты о психотерапии и психотерапевтах. Поскольку книга не новая, то большинство анекдотов уже известны в интернете, но все равно можно найти для себя нечто новое. Процитированный ранее анекдот на тему негативной галлюцинации («Негодяи не взяли телевизор») взят как раз из «Учебника психо-ХО-терапии». Однако коротких анекдотов в книге мало.
Техника введения в замешательство:
— Почему? Я же вернул вам вишневый торт.
— Но за него Вы тоже не заплатили.
— Так я же его не съел.
Посетитель уходит. Официант в замешательстве долго стоит как вкопанный.
Мне очень понравился этот:
И вот наступил день диспута. Папа между тем потерял свою уверенность. Он вдруг стал сомневаться, сможет ли победить в открытом поединке с воспитанными на Талмуде евреями с их риторикой и склонностью к использованию парадоксов. Папа, сам устанавливая правила игры, решает, что диспут должен проходить в полном безмолвии (как сказали бы психологи, носить совершенно невербальный характер).
Диспут начинается. Папа сжимает руку в кулак, лишь указательный палец остается выпрямленным, и делает энергичный жест в сторону неба. Синагогальный служка столь же энергично показывает на землю. Папа снова показывает указательным пальцем на небо. Синагогальный служка поднимает правую руку и решительным жестом показывает три пальца. Папа несколько озадачен. После непродолжительных колебаний он запускает руку в свою мантию и вытаскивает замечательное круглое золотое яблочко. Без промедления синагогальный служка запускает руку в свой халат и церемонно достает оттуда пакетик. Затем он разворачивает его и достает мацу. Папа кивает головой и говорит:
— Вы победили.
Папа вместе с потрясенными кардиналами уходит.
— Прошу прощения, — говорит он, — этот человек оказался исключительно находчивым, настоящим мастером диспута. Я не мог его победить.
Кардиналы спрашивают, что же произошло, никто из них ничего не понял. Папа объясняет:
— Все ведь было ясно. Я показал указательным пальцем на небо, говоря тем самым: «Есть только один Бог». Мой оппонент возразил, указав на землю: «В аду есть и дьявол». Что я мог на это ответить? Ведь это соответствует положениям нашей католической веры. И я сказал: «Но Бог все же сильнее». А служка ответил, подняв три пальца: «Но только потому, что Бог триедин». И что я мог возразить, ведь именно так утверждает наша религия. Затем я хотел вразумить его, показав яблоко как символ лжеучения, согласно которому Земля представляет собой шар. Что делает в ответ он? Показывает лепешку, мацу, и говорит тем самым, что в действительности Земля плоская. Все правильно. Так я и проиграл.
Но и раввины озадачены ходом диспута. Больше всего их удивила быстрота, с какой синагогальный служка взял верх над Папой.
— Как это тебе удалось? — спрашивают они его.
— Очень просто, — отвечает служка. — сначала Папа показал мне кулак с оттопыренным пальцем, что означало: «Убирайтесь из Рима». Тогда я дал ему понять, что мы останемся здесь, что бы ни случилось. Тогда он снова показал мне кулак с оттопыренным пальцем, говоря тем самым: «И все же вы уберетесь отсюда». Я ответил: «Ты можешь повторить это трижды, а мы все равно останемся здесь». И что он тогда сделал? Он вдруг сунул руку в карман и достал оттуда то, что у него было с собой на полдник. Тогда и я показал ему, что у меня на полдник.
Читайте также: