Не могу отказать себе в удовольствии процитировать ряд цифр из книги «Психиатрия для врача общей практики» (Мн., 2001), написанной зав. кафедрой психиатрии БелМАПО Романом Александровичем Евсегнеевым. Вот они:
- минимум 5% населения страдает хроническими психическими расстройствами и нуждается в постоянном наблюдении психиатра;
- в любой момент времени явные психические расстройства имеются у 12-15% населения;
- очевидные психологические затруднения, влияющие на соматическое здоровье (здоровье тела) и жизнь в обществе, обнаруживаются у 40-60% людей;
- психические расстройства выявляются у 25-30% людей, обращающихся за помощью в поликлиники и амбулатории (т.е. в первичное звено здравоохранения). Это каждый четвертий или даже каждый третий пациент!
Таким образом, на приеме в поликлинике любой врач за смену обязательно встречает хотя бы 1-2 пациентов с психическими расстройствами, а при работе на скорой их относительное количество еще выше. Самое неприятное, что именно на таких пациентов с невовремя распознанной психической патологией приходятся непропорционально большие расходы времени и сил медперсонала, а также врачебных ошибок, конфликтов и недоразумений. Эта категория больных попадает в разряд «трудных», «неудобных», «склочных», «неблагодарных», посылается по кругу для все новых консультаций, что вызывает у пациентов скептическое отношение к врачу, у врачей — синдром эмоционального выгорания, в системе здравоохранения — ненужные экономические затраты. Здесь проявляется известный принцип (закон) Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».
Известно, что многие распространенные заболевания (артериальная гипертензия, сахарный диабет, опухоли и т.д.) тесно связаны со стрессами и психической сферой людей. Однако за время учебы в медвузе на психологию и психиатрию отводится всего 1.5% учебного времени (на Западе — 10-15%), поэтому начинающий врач приобретает навыки обращения с людьми с психической патологией самостоятельно путем проб и ошибок. В свою очередь, население еще помнит про «карательную психиатрию» времен СССР, имеет множество предрассудков и заблуждений и очень боится ярлыка и клейма «психа», который легко могут прицепить окружающие. На Западе же обращение к психоаналитику — вполне обычное дело.
Начиная со второй половины прошлого века, в мире неоднократно проводились исследования распространенности психических заболеваний. В СССР цифры получались в разы меньше, чем на Западе, что сказалось на учебном плане (как упомянуто выше, на изучение психической сферы человека отводилось лишь 1-1.5% всех учебных часов). Под влиянием идеологии и политических интересов различия в цифрах использовались не столько для научных сравнений, сколько для доказательства порочности капиталистической системы.
На момент издания книги эталонным исследованием можно было считать сплошное эпидемиологическое исследование 9 тысяч взрослых жителей в США в начале 1980-x гг. в 3 районах страны. Вообще надо учитывать, что с тех пор цифры психической заболеваемости имеют тенденцию к росту во всем мире. В те годы исследование показало:
- в течение года распространенность психических расстройств у населения примерно равна 14%,
- в течение всей жизни распространенность равна 24%.
Цифры довольно большие (а сейчас еще больше), но пугаться не надо. Речь идет вовсе не о шизофрении или белой горячке (алкогольный делирий, самый частый вид алкогольных психозов). 75-80% психических расстройств являются относительно легкими (непсихотическими), при которых поведение и социальные связи людей не изменены, сохраняется инсайт (критическое отношение к своим переживаниям, от англ. insight — понимание, проникновение в суть), а внешние проявления расстройства минимальны и видны только специалисту. Самые распространенные формы легких психических нарушений следующие:
- тревожные расстройства (у 10-15% пациентов поликлиник и больниц),
- депрессии (у 5%, женщины страдают в 2 раза чаще),
- зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и др.),
- расстройства личности (6-7% населения),
- легкие формы интеллектуального снижения в старости (деменция, у лиц старше 65 лет: 5%, старше 85 лет: у 60%).
Женщины страдают психическими расстройствами в 1.5-2 раза чаще мужчин. У женщин намного чаще бывают депрессии, тревожные и другие невротические расстройства. Здесь уместно вспомнить происхождение термина ИСТЕРИЯ. Древние греки называли матку словом hysteros [«гИстерос»], поэтому истерия («бешенство матки») считалась заболеванием исключительно женской части населения по причине недостатка половой жизни.
У мужчин чаще бывает алкоголизм и иные формы зависимостей, расстройства личности, эпилепсия.
Разные виды психических расстройств имеют свой типичный возраст своего начала, например:
- первый год жизни: умственная отсталость;
- детский возраст: эпилепсия, ранний детский аутизм;
- подростковый период: нарушения поведения, нервная анорексия, расстройства личности;
- молодость: шизофрения, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, зависимости от психоактивных веществ;
- зрелый возраст: депрессия;
- старческий возраст: болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция.
Если человек не заболел психическими расстройствами в типичном для них возрасте, вероятность их развития в следующем возрастном периоде резко снижается. Но если психическое расстройство возникнет в «нетипичном» возрасте, оно будет протекать тяжелее и отличаться от обычной клинической картины.
В конце приведу запомнившиеся мне устаревшие и современные названия заболеваний:
- маниакально-депрессивный психоз — биполярное аффективное расстройство,
- невроз навязчивых состояний — обсессивно-компульсивное расстройство,
- мозаичная психопатия — смешанное расстройство личности.
Для справки: мания — состояние, противоположное депрессии. Характеризуется неадекватно приподнятым настроением (у здорового человека такого не бывает даже при выигрыше в лотерею квартиры в Москве), возбуждением, повышенной активностью, жаждой деятельности, непоколебимым оптимизмом, чрезмерной самоуверенностью. В тяжелых случаях бывает резкое возбуждение, бредовые идеи величия, сексуальная агрессия (отсюда — маньяки). Частые симптомы мании — ускоренное мышление и речь, говорливость, фамильярность в общении (бесцеремонность, развязность), отсутствие потребности в сне и отдыхе, расторможенность инстинктов (гиперсексуальность, повышенный аппетит, стремление бросаться деньгами, пускаться в авантюры и т.д.).
В книге профессора Евсегнеева есть немало интересных и полезных материалов по психиатрии, которые в будущем просто обязаны попасть на страницы блога.
Читайте также:
Ну просто замечательно! Вот и я уж давно думал, что многие женщины попросту психически ненормальные. Не отдавать себе отчёт в этом — это спорить с психически больным человеком, что и бесполезно и опасно. Вот почему многие нормальные мужчины сидят в тюрьмах — они не читали статьи. Ждём новых публикаций!))
Полностью согласна с тем, что на изучение психиатрии и психологии отводится слишком мало времени! Психиатрии, в общей сложности, недели 2 всего, психологии и того меньше. По психосоматике (стыдно сказать) было лишь 3-4 лекции, без практических занятий.
Сейчас почти каждый 5 страдает теми или иными психическими растройствами. Это непонятное слово ВСД…) Я иду к врачу… и жалуюсь что мне плохо… а сама сомневаюсь, — в том что я может выдумала свои симптомы!!! Тонометр со мной солидарен что я все таки имею гипертонию и… то что я вижу эти цифры они не мираж… Такое состояние будто с тебя выжали всю силу… сильные головокружения… тошнота… задыхаюсь… судороги непонятные, — то есть судороги… как сводит одну сторону ногу руку и часть лица… и ровно 10 -20 секунд и как ничего не было. Потом я ровно 10 минут поработала за компьютером, — сильно дергатся глаз что все размазано, встала — судорога крутит, и сильно в сторону повело. я не пью вообще спиртного. дрожь по всему телу и не от страха… Потом дни бывают когда невозможно встать хоть и рано лег… все тело как побитое.. и не слушается, ноги ватные… встаешь как с бодуна. хоть я вообще последнее время не пью.. 2 года, только по праздникам большим. ) И это все 1 раз есть а потом другой час этих симптомов нет… и настроение нормальное…) Я думала что я с ума сошла с этими болячками) но пролечилась в неврологическом стационаре — легче стало намного…
С учетом гендерного и полового неравенства, повсеместной дискриминации женщин по половому признаку, нивелировании их роли, удивительно, что женщины не страдают депрессиями чаще в большее количество раз.
Александр вы о чем? о каком неравенстве женщин? и какой дискриминации?
Эти времена давно прошли. В настоящее время идет тотальная дискриминация мужчин. И не надо по этому поводу хихикать.
Из статьи:
Если брать даже минимальные указанные цифры, то получится, что психически нездоровых мужчин — 20%, а женщин 30%, а при максимальных цифрах — 20% и 40%. Т.е. с 24% (30% * 0,8) психически больных женщин живут с психически здоровыми мужчинами.
Статистика разводов такова, что в 80% случаев развала семьи — виновата женщина. В 95-98% случаев детей оставят с матерью. И в 70% случаев женщины чинят препятствия в общении с отцами, т.е по сути ломают психику детям.
Вот и подумайте кого в наше время дискриминируют? Получается, что даже психически нездоровая женщина обладает правами заведомо большими чем здоровый мужчина. А говорить о равноправии полов когда оба здоровы или оба имеют психические отклонения — вообще не приходится. Факт — тотальная дискриминация мужчин! Раскройте наконец глаза. В России 4,2 миллиона мужчин лишены возможности видеть своих детей и такое же и даже большее количество детей плачут в подушку.
Что? С каких пор деменция, старческое слабоумие, которому в итоге свойственно полное разрушение мыслительной функции и потеря простейших навыков самообслуживания, относится к «легким формам расстройства»? Автор вроде и не в курсе, что такое деменция. А в целом, согласен с тем, что неучтенных психов много, что связано в том числе и с репутации псих. больниц, отношением общества к таким больным и многими другими факторами.
Ответ автора сайта: