В «Медицинском вестнике» было напечатано выступление министра здравоохранения Беларуси Василия Жарко, где он подвел
Они возросли:
число госпитализированных (на 100 жителей) — на 3% (с 26,6 до 27,4);
число выездов бригад СМП — на 2,5% (с 293,4 до 302,6 на 1000 нас.);
число посещений к врачу в расчете на 1-го жителя — с 12,6 до 12,7.
Несмотря на нехватку врачей в Беларуси, количество обращений за медпомощью растет. Последняя цифра 12.7 означает, что среднестатистический белорус бывает у врача в поликлинике каждый месяц. Для сравнения: в 2004 году эта цифра была 11 (специально поискал на сайте minzdrav.by). В результате врачи, которых и так не хватает, имеют значительную, постоянно возрастающую нагрузку и по возможности стараются «сбежать» из поликлиники в более спокойное место, зачастую далекое от медицины.
Можно сказать, исходя из количества посещений, что в Беларуси самая доступная медицина в мире. Такой посещаемости нет ни в одной другой стране. Вызвать врача домой можно по любому поводу и в любое время. Другой вопрос — переходит ли количество посещений в качество?
В минской поликлинике № 12 провели анкетирование пациентов, которые приходят на прием к участковому врачу. Выяснилось, что лишь треть пациентов пришли в поликлинику за обследованием, диагностикой и лечением. Остальные — за больничными, льготными рецептами, оформлением инвалидности, путевкой в санаторий и т. д. Укомплектованность врачами-терапевтами в Минске реально составляет 63% (с учетом женщин в декретных отпусках — 76%), то есть на одного врача приходится по 1.5 участка.
Было замечено, что в поликлиниках в центре Минска текучка кадров всегда выше, а укомплектованность врачами — ниже, чем в «спальных» районах, из-за того, что в центре больше старых, одиноких больных с тяжелыми хроническими заболеваниями. А где врачам взять дополнительное время?
Среди вызовов на дом только 0.3% сопровождались направлением на госпитализацию, а в 68% случаев состояние пациентов позволяло им прийти на прием. Но зачем идти в поликлинику, сидеть в очереди, чтобы выписать, например, льготный рецепт? Проще вызвать врача.
Где же выход? Врачей давно пора разгружать от ненужной работы, расширяя функции среднего медперсонала, которого в стране больше. Давно пора улучшить материальную оснащенность первичного звена медицины. Еще остались поликлиники, где на весь коллектив — всего два телефона, один из которых в регистратуре. В большинстве учреждений есть очередь на анализы, УЗИ, сложные методы обследования (компьютерная томография и т.д.), госпитализацию — от нескольких дней до месяца и более. Пациент, который 2-4 недели ждет компьютерную томографию или УЗИ, на котором у него выявят злокачественную опухоль, теряет драгоценное время. Каждый день просрочки уменьшает шансы на излечение. Это печально.
К сожалению, квалификация большинства врачей также низкая. В медвузах то учебников не хватает (особенно новых), то преподавателей, а у работающих врачей нет ни времени, ни мотивации, ни возможностей. Вся учеба в лучшем случае — это 2-недельные курсы в столице. Вы можете себе представить, как врачи рядовых белорусских поликлиник состоят в «Ассоциации участковых врачей», ездят на семинары, в оригинале читают ведущие зарубежные журналы по медицине, периодически участвуют в тестировании новых лекарственных препаратов? Лично я — нет.
Во время эпидемии гриппа студентов мединститута снимают с занятий и отправляют ходить на вызовы по домам (кстати, почти бесплатно). Между тем, в некоторых зарубежных странах лечение гриппа и простуды возможно без обращения к врачу, от которого в большинстве случаев нужен только больничный лист. Заболевший пациент на законных основаниях может несколько дней отлежаться дома, просто уведомив о болезни работодателя. Разумеется, тех, кто злоупотребляет этой возможностью, обязательно осматривают врачи. Однако в СНГ такая практика точно не пройдет, ибо потеряет смысл — «заболевать» у нас будут исключительно после праздников и обильных алкогольных возлияний. А проблема гриппа и простуд останется… Такой у нас менталитет.
Еще одна цитата из выступления министра:
Отмечу значительный рост занятости коечного фонда — с 306,6 до 315,9 дня в году. Ориентир на ближайшую перспективу — 330 дней (при недопущении роста сроков госпитализации).
В дальнейшем целесообразно умеренно, планомерно их сокращать — не менее 1–2% в год и одновременно внедрять стационарозамещающие технологии (в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях).
В последние годы количество коек в стационарах постоянно сокращают, параллельно увеличивая оборот койки (то есть выписывают быстрее, чем раньше). Сейчас в больницу попасть нелегко. Привозишь на скорой больного, который по нашим инструкциям должен быть направлен в стационар, а его отправляют лечиться амбулаторно из-за недостатка мест в больнице. В приемных отделениях появилась как бы новая «форма» приветствия при виде скорой — «Мест нет!».
Койки стали сокращать по той причине, что это стационарное лечение — самое дорогостоящее, а в западных странах количество коек на тысячу населения небольшое по сравнению с нами. В результате в поликлинике получить квалифицированную и быструю помощь сложно, а в стационаре — очередь. Сокращение числа коек и дальнейший рост их занятости обострят ситуацию. Участковые терапевты будут стараться лечить больных дома до последнего, лишь бы не получить нагоняй от начальства и лишение премии за необоснованную госпитализацию. Я помню случай, когда хроническую больную-инвалида два раза оставляли дома из-за отсутствия показаний к срочной госпитализации, а когда все-таки доставили в больницу, было уже поздно. Родственники потом долго судились с врачами поликлиники и скорой.
Возможно, сокращать места в стационаре нужно, но перед этим необходимо улучшить качество медпомощи на первичном уровне. В Беларуси на медицину тратится 4% от ВВП, в странах Евросоюза — 9%, в США — 15% (это максимальный показатель в мире). В 2007 году в Беларуси на здравоохранение из расчета на 1 жителя потрачено 164 доллара. В западных странах эта цифра составляет 2-4 тыс. долларов, а в США — 6.5 тыс. Правда, и уровень жизни разный, но надо понимать, что современную аппаратуру, которая, к примеру, стоит пару миллионов долларов, нам не продадут в 10-20 раз дешевле только потому, что у нас меньше денег. Придется платить по полной. В результате «обычный» томограф, имеющийся в любой американской больнице, у нас в лучшем случае есть лишь в областных диагностических центрах. Такая же картина по лабораторным анализам.
Зарплата участковых терапевтов в России сейчас более, чем в 2 раза превышает зарплату в Беларуси. Посколько дипломы взаимно признаются, языкового барьера и больших отличий в менталитете нет, может запросто начаться отток молодых врачей за границу. Медицина в России (в отличие от Беларуси) действительно развивается — сужу по своему блогу, где я не помню ни одного рекламного объявления белорусских медицинских сайтов в Яндекс.Директе, хотя мне они должны показываться в первую очередь в связи с геотаргетингом (моим географическим положением).
Но хватит о грустном. Оказывается, у родного здравоохранения тоже есть шанс (цитата из материалов российских сайтов):
в 2000 году ВОЗ оценила качество системы здравоохранения государств мира. Рейтинг показал, что качество медицинской помощи не всегда зависит от размеров страны, численности населения и состояния экономики. Также не существует некой универсальной модели организации здравоохранения, которая может принести успех и процветание всем государствам. В большинстве успешных в этом отношении стран мира используются собственные, иногда уникальные наработки и идеи. К примеру, лучшая в мире общественная система здравоохранения создана во Франции, на втором месте — Италия, на третьем — карликовое европейское государство Сан-Марино.
Наличие в списке лидеров султаната Оман, в котором ВВП на душу населения перед 2000 годом не превышал $7.7 тыс. (для сравнения, во Франции он был $24.4 тыс., в Испании — $18 тыс.) опровергает расхожее убеждение, что здоровье нации зависит, прежде всего, от состояния экономики страны. США находятся лишь на 35-м месте, а Куба, чья экономика несравнима с американской, на почетном 37-м месте.
А вот хорошая новость и для читателей блога. По данным ВОЗ, здоровье человека зависит:
- на 50% от образа жизни,
- на 20% от экологии (окружающей среды),
- на 20% от наследственных факторов (генов),
- на 10% от медицины (здравоохранения).
На практике это означает, что если вы будете курить, питаться копченой колбасой, жить возле оживленной автомагистрали, отдыхать лежа перед телевизором и иметь родственников, умерших в 40-50 лет от инфаркта или опухолей, то даже самая современная медицина не сможет вам помочь. Ваше здоровье — в ваших руках, и вы можете сделать для себя в 5-7 раз больше, чем родное здравоохранение.
Читайте также: легкая простуда не будет поводом для обращения за листком нетрудоспособности?
Конечно самая доступная!! Ведь только у нас «скорая помощь» выезжает на «болит голова/шея» в 5 часов утра. Неужели никто не задумывается, что это все деньги и их можно потратить на более нужные вещи!?
А вот и нет, работаю на скорой в Москве, мы выезжаем на повод «не могу уснуть» и «чешется нога», «снять ЭКГ — в полуклинике очередь» — так что любые абсолютно прихоти. В Московской области получше — там они сами решают — принять вызов или отказать.
Что не стоит денег — действительно этого не стоит. У нас не медицина — а ее подобие. Врачам нужно уважать самих себя и порой не идти на поводу у больных (в том числе и посещение «пустых» вызовов). Я работаю около года на участке (по распределению) и меня уже люди не вызывают выписывать рецепты дома, потому что я их там просто не выписываю.