Право на репродуктивное здоровье, которое позволяет иметь здоровых детей, интимные отношения и счастливую семью, есть у каждого человека. У ВИЧ-инфицированной Юли тоже.
За последние 15 лет много что изменилось в области репродуктивного здоровья. Например, в 5 раз снизилось количество абортов. Доступными для молодежи стали бесплатные консультации открытых во всех областях специальных Центров доброжелательного отношения к подросткам… Однако не исчезли, к сожалению, все еще недостаточная сексуальная образованность общества и его нелояльное отношение к ВИЧ-инфицированным людям, готовым создать семью и рожать детей… Ярким подтверждением живучести стереотипов является нежелание молодой «положительной» мамочки раскрывать свой статус — называть фамилию и показывать на страницах газеты свое лицо.
— В целом врачи относились ко мне нормально, — вспоминает 24-летняя Юля. — Но бывали и неприятные ситуации. Это было обидно и больно. Однажды пришла на прием к стоматологу, тихо сказала медсестре о своем статусе. Меня попросили повторить громче — я повторила. Но медсестра опять недослышала. Пришлось на весь кабинет кричать, что я — ВИЧ! Почему бы не давать пациентам возможность самим заполнять карточку?
Юле не было и двадцати, когда она узнала о своем статусе.
— Пять лет назад я познакомилась с молодым человеком, — говорит она. — Влюбилась, начали встречаться. Однажды был незащищенный секс. Потом мы разошлись. Разрыв показался мне очень странным, чрезвычайно неожиданным… Внутренний голос сказал, что нужно обследоваться. Я сдала анализы, в том числе и на ВИЧ… Результат шокировал меня. Я никогда не пробовала наркотики, не вела беспорядочную половую жизнь…
Неожиданно для себя девушка быстро успокоилась, собралась с силами. Начала искать информацию. Врач-инфекционист, у которого она наблюдается, рассказала, как необходимо предохраняться. А в скором времени Юля вышла замуж — за парня, с которым училась в институте. Юля сразу рассказала ему о своем диагнозе. Парень сказал, что любит ее и желает, чтобы они были вместе, несмотря ни на что. Сама Юля теперь говорит, что вряд ли бы отважилась на такой поступок… Кстати, друзья, которым девушка «все» рассказала, также не отвернулись и даже поддержали в решении рожать.
— Я сдала анализы. У меня было довольно малая концентрация вируса в крови. Вариант искусственного оплодотворения мы не рассматривали. Врач-инфекционист проконсультировал нас относительно наших возможностей, риска, перспективы, а также благоприятных для зачатия дней. Гинеколог же сначала растерялась, мол, что мне с тобой делать?.. Но потом ее сомнения развеялись. Вскоре я забеременела. Артем сдал анализы на ВИЧ. Результат был отрицательным…
По словам специалистов, парам, в которых один или оба партнера — ВИЧ-инфицированны, может предлагаться возможность зачатия с помощью экстракорпорального оплодотворения. Что же касается зачатия обычным путем у пары, в которой один из партнеров не инфицирован, то им обязательно должна объясняться вероятность заражения при незащищенных половых контактах.
С 28-й недели беременности и до самых родов Юля проходила курс специальной терапии, постоянно находилась под контролем акушера-гинеколога и инфекциониста. Ребенку назначали лекарственный сироп и бисептол до 6-го месяца. Родился Мишка с помощью кесарева сечения. После родов Юля лежала в палате вместе со здоровыми матерями.
— Врачи посоветовали не рассказывать им о моем статусе, поскольку до меня одна девушка открылась соседкам по палате. Возник скандал. Женщины потребовали, чтобы их перевели в другую палату. Я ничего о себе не сказала, однако и не знала, как выйти из неловкого положения, когда мамочки начинали спрашивать, почему я не кормлю грудью…
Сейчас Мишутке — полтора года. Наличие или отсутствие у него ВИЧ-инфекции можно будет определить только по достижении 1,5 года. Юля надеется на лучшее. Во всяком случае, она выполняла все рекомендации специалистов — получала противовирусную терапию, рожала с помощью кесарева, отказалась от грудного вскармливания. Такие меры помогают свести риск передачи вируса ребенку до 1–2 процентов. Без профилактических мер риск передачи вируса новорожденному составлял 20–45 процентов. Причем здесь важно добавить и еще одно обстоятельство. Вопрос о рождении ребенка возникает у ВИЧ-инфицированной женщины, как правило, на этапе асимптомного развития заболевания, если она хорошо себя чувствует и содержание вируса в ее крови низкое. На клинической же стадии, когда заболевание начало развиваться, говорить о деторождении, говорят специалисты, практически не приходится.
По словам врача-инфекциониста отдела профилактики ВИЧ/СПИД Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ларисы КОСИНСКОЙ, до 2002 года у нас использовали только один антиретровирусный препарат — ретровир. К тому же далеко не все женщины имели возможность получать хотя бы его. Сегодня в Беларуси есть возможность назначать многокомпонентную антиретровирусную терапию.
«Инфицированный человек, который точно выполняет все рекомендации врачей, принимает необходимые препараты, контролирует уровень вируса в крови, имеет возможность вырастить здоровых детей, — поясняет главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения Беларуси Александр БАРСУКОВ. — В любой женской консультации сегодня могут дать подробную консультацию относительно ВИЧ-инфекции и возможного материнства. В Минске еще работают отделы профилактики ВИЧ-СПИД при городском центре гигиены и эпидемиологии, Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».
Если не так давно основной причиной возникновения инфекции была наркомания, то сегодня в большинстве случаев ВИЧ передается через незащищенный половой контакт. Инфицируются люди, у которых есть хорошее образование, приличная работа, семья. Разумеется, если у такого человека подтверждается диагноз ВИЧ-инфекция, это вызывает шок. Как показывает практика, ряд людей не могут сразу открыться своим близким, а даже если и открываются, то основательной поддержки и ответов на свои вопросы все равно ждут от специалистов, в том числе от медперсонала в поликлинике.
В момент осознания своего диагноза Юля ощутила, что почти ничего не знает о злосчастном вирусе. В конце концов помог врач-инфекционист и… интернет.
Кстати, отсутствие необходимых знаний — проблема не только Юли. Достаточно частая ситуация для молодых людей — невозможность обсудить с самыми близкими людьми — родителями — вопросы сексуальной жизни. Далеко не всем своевременно попадается в руки и специальная литература. Да и что такое печатный текст против искреннего разговора с человеком, который имеет определенный жизненный опыт?
Тем не менее, если преодолеть собственную лень, то за информацией о контрацепции и сохранении сексуального здоровья можно обратиться в обычную поликлинику по месту жительства. Там же или в кожно-венерологическом диспансере можно пройти обследование на инфекции, передаваемые половым путем.
В стране открыты и 17 Центров здоровья молодежи, или Центров дружественного отношения к подросткам. Их специалисты могут рассказать об эффективности различных способов контрацепции, возможных последствиях незащищенного секса, изменениях в организме, связанных с беременностью, последствиях прерывания нежелательной беременности, ответственности партнеров друг перед другом и т. д.
…Количество людей, живущих с ВИЧ, будет расти. Как и количество рожденных от ВИЧ-матерей детей. Кстати, на сегодня с подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекции в Беларуси проживает 140 детей. Все они не могут и не будут жить в изоляции. А значит, в следующие, скажем, 15 лет обществу придется более активно бороться со своими стереотипами. Чтобы такие, как Юля, могли называть свою фамилию и не прятать лицо.
Светлана БОРИСЕНКО, газета «Звязда», 1 декабря 2009 года.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=48338&idate=2009-12-01
Боязнь осуждения
Только 40 процентов людей, живущих с ВИЧ, используют с постоянным партнером презерватив. В зарегистрированном браке к такой мере предосторожности прибегают около 55 процентов. Большинство людей с ВИЧ-инфекцией не обращаются за помощью к медикам, что обусловлено в первую очередь боязнью выдачи диагноза и осуждения со стороны медперсонала. При этом половина считает доступ к специализированной медицинской помощи одним из наиболее важных факторов для поддержки сексуального и репродуктивного здоровья. Сведения были получены в рамках проекта «Улучшение доступа людей, живущих с ВИЧ/СПИД, к информации и услугам по репродуктивному здоровью». Проект реализуется Фондом ООН в сфере народонаселения (ЮНФПА) при поддержке Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЕЙДС).
Просто пройти тест на ВИЧ
ВИЧ-инфицированные мужчины (в прошлом — наркопотребители) иногда не сообщают своим партнершам о своем «положительном» статусе. Правда открывается только во время беременности. Между тем, в стране продолжается информационно-просветительская кампания «Любовь — это простые вещи!». Действительно, что может быть проще собственного самосознания и уважения к тому, кого любишь? Как правило, все беременные соглашаются сдать тест на ВИЧ. Однако что мешает паре сдать этот тест на этапе планирования семьи? Сдать для того, чтобы в случае выявления положительного статуса своевременно начать профилактические мероприятия и родить здоровых потомков.
Наиболее интенсивно количество выявленных случаев ВИЧ-инфекции прирастает сегодня в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ. В конце прошлого года свыше 34 млн. человек мира жили с ВИЧ. По словам врача-эпидемиолога отдела профилактики ВИЧ/СПИДа Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ларисы Косинской, в Беларуси зарегистрировано 12 434 случая ВИЧ-инфекции. В прошлом году было выявлено 1 069 новых случаев инфекции, за 7 месяцев текущего года — 675. Большинство носителей инфекции — молодежь в возрасте 20-34 года, при этом в последнее время наблюдается рост выявленных случаев в возрастных группах 25-29 и 30-39 лет. Основным является гетеросексуальный путь передачи инфекции. Именно таким образом заразились и 86 процентов беременных с ВИЧ-инфекцией (13,4 процента — в результате инъекционного употребления наркотиков, и в одном случае причина не была установлена).
В прошлом году на учет по беременности были взяты 284 ВИЧ-инфицированных беременных. Почти половина из них узнали о своем статусе впервые во время беременности. Согласно современным представлениям, выявление ВИЧ у беременной является показанием к проведению профилактики передачи инфекции от матери к ребенку, а не к прерыванию беременности. Тем не менее, 19 женщин решили беременность прервать. Профилактика передачи инфекции от матери ребенку включает в себя прием противоретровирусных лекарств во время беременности и родов, проведение кесарева сечения, замену грудного вскармливания искусственным, что позволяет снизить риск заражения младенца до 1-2 процентов.
Светлана БОРИСЕНКО, 26 августа 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=84924
Читайте также: