Как от них избавиться и настроить себя на успешную сдачу сессии, согласилась рассказать Татьяна Ушакевич, психолог, заведующая психологической лабораторией Минского городского психоневрологического диспансера.
Страх 1. Вытянуть билет, по которому не сможешь ответить ни слова
Есть уникальные люди, которые учат все билеты. И с тем, что знания у таких студентов отличные, никто даже и не попытается спорить. Но студенты эти почему-то часто становятся жертвами мысли, что однажды придут в аудиторию, вытянут билет и увидят там вопрос, на который не смогут ответить ничего.
Такое поведение характерно для очень педантичных людей, которые привыкли все делать на «отлично», а за щепетильностью скрывается неуверенность в себе. И сколько бы усилий ни предпринималось, результат кажется недостаточным. Здесь важным советом будет поверить в себя. Тот, кто готовится к экзаменам, все же владеет информацией: пусть и не знает ее наизусть, но может на тему билета поразмышлять. Часто преподаватели ждут от тебя не так много, как кажется.
Страх 2. Просто преподаватель
Многим студентам руки, ноги и язык отнимает беседа с преподавателем на экзамене. Попадется такой вот тяжелый человек, который должен что-то написать в твоей зачетке — и хоть месяц учи, а все забудешь сразу, как только попадешь под пристальный и требовательный взгляд.
Преподаватель как человек авторитетный иногда вызывает страх. Это инстинктивная реакция, еще с детства многие привыкли так реагировать на тех, от кого зависят. Только студенту уже стоит определиться, кем он себя ощущает больше: ребенком или взрослым? Если взрослым, то закономерно, что с преподавателем вы можете общаться и чувствовать себя на равных. Это осознать не удается? Попробуйте сконцентрироваться не на преподавателе, а на своем ответе, представьте, что вы рассказываете это для себя.
Страх 3. Обязательно случится что-то плохое
Книжки прочитал даже по диагонали, конспект знаешь наизусть, а в мыслях, словно кинолента, упорно вращаются различные возможные во время экзамена ситуации: то смотришь, как билет пришлось перетаскивать, то в деталях представляешь свой ответ. А это все так мешает успокоиться и настроиться!
Сам механизм «прокручивания» ситуации в мыслях, в принципе, неплохой. То, что мы совершили в своей голове, намного проще осуществить. Только ведь студент — не экстрасенс. Надо договориться с собой, что все будет сделано так, как запланировал, но с небольшими коррективами, без которых невозможно. Думайте не о том, как будет страшно, если вдруг на экзамене начнете «плавать», а о том, как будете при этом действовать, чтобы выйти из ситуации.
Страх 4. Отдать лишние дорогие минуты на подготовку
Мою знакомую Настю нельзя назвать человеком неорганизованным, но учить в ходе сессии день в день, отводя на это стабильное количество времени — совсем не для нее. Все важные вопросы читать приходится в последний момент, поэтому не обходится без бессонной ночи и валерьянки. Девушке такой стресс не нравится, но заставить себя готовиться за пять дней Настя никак не может. Даже не запоминается ничего, если делает попытку начать подготовку заранее.
Волноваться из-за этого не надо. Организм каждого человека имеет свой ритм, и для многих действительно трудно и вредно заставлять себя много дней сидеть за книжками. Это как ситуация с бегом. Вы можете ненавидеть им заниматься, но если на вас вдруг нападет собака, то вы убежите с такой скоростью, на которую никогда не были способны. То же и с экзаменами: в стрессовой ситуации организм мобилизуется, и противники размеренного ритма подготовки могут с успехом запомнить материал, прочитанный в последний вечер.
Страх 5. Ощущение «каши в голове»
Многим знакомо состояние, когда все изученные формулы, законы и определения сливаются в единую концентрированную массу знаний. Волнение приводит к тому, что вспомнить что-то конкретное, достать его из этой массы кажется делом невозможным. А вдруг и на экзамене ничего не вспомнишь?
«Каша в голове» — это симптом очень высокого уровня тревоги. Поэтому главная задача — успокоиться, а не стараться эту «кашу» сделать еще более концентрированной, бесконечно листая учебник. В состоянии напряжения запоминание неэффективно.
Страх 6. Озабоченность отличием
«Мне нужно десять баллов!» — волнуется иногда студент, и образ такой желанной отметки постоянно маячит на горизонте. Это мешает подготовке, так как всегда думаешь, достаточно ли уже знаешь для этого балла. Сюда же примешивается страх не получить желаемого и недовольство собой в случае получения, например, «восьмерки».
Опять же, слишком много перфекционизма. Лучшие результаты, в том числе и оценки за экзамен, получаются скорее в творческом порыве, чем после планомерной и педантичной подготовки, хотя про нее тоже забывать нельзя. Стремление все делать на «отлично» рано или поздно приводит к невротизации. Нужно позволить самому себе в чем-то и проиграть, быть менее совершенным. Это не значит, что «десятку» человек не получит, скорее всего — даже наоборот.
Страх 7. Невозможность заснуть
Даже перед легкими экзаменами у меня есть «привычка» неспокойно спать. Кажется, и будильник навела, и десять раз его проверила, и выучила все, а сон не идет. Словно боюсь что-то важное проспать.
Полная мобилизация действительно многих лишает сна. Есть много релаксационных методик, позволяющих снять напряжение, например, релаксация по Бенсону, но их не освоишь так сразу. Хорошей альтернативой им, чтобы избавиться от волнения, а после хорошо заснуть, может стать поход в тренажерный зал, на урок танцев или простая прогулка по улице.
Страх 8. Не умереть от голода
Это, конечно, шутка. Сегодняшние студенты вряд ли боятся голодной смерти. Многим просто от волнения не хочется есть. Даже любимые блюда кажутся невкусными.
Плохое самочувствие — вовсе не следствие предстоящего экзамена, а всего лишь результат вашего психологического состояния. Вряд ли нельзя заставить себя съесть хоть что-нибудь, хотя бы в целях приобретения сил, чтобы дойти до экзаменационного кабинета.
Страх 9. Подготовлен хуже остальных
Необъяснимое ощущение, будто все сдадут, а ты — нет. Даже неделя предварительной подготовки не придает уверенности в своих знаниях. Важный момент в этой ситуации — не сравнивать себя с другими. Для кого-то и перечитанные тома энциклопедий — не исчерпывающие знания, а для вас, может, полностью прочитанный учебник — уже достижение.
Страх 10. Не успеть выучить
Объем вопросов кажется необъятным, и это мешает учить, так как внутри постоянное жгучее чувство, что опаздываешь катастрофически.
Чтобы иметь представление о материале, достаточно один раз его прочитать. Многие читают по десять раз, нервничают и в итоге ничего не запоминают. Постарайтесь не думать, какой процент уже изучен, зачем заполнять ненужными мыслями голову, которую перед экзаменом целесообразнее заполнить знаниями?
Анна Гарустович, 19 января 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=92013
Читайте также:
Спасибо за блог! Столько полезной информации для первокурсника, так что теперь меньше боюсь предстоящей учебы.
страхов перед экзаменом нет, но в тот момент, когда уже надо отвечать, чувство, как будто адреналин в кровь выбрасывается, да так и есть наверно. А экзамены люблю. хоть и сдаю не очень, но нравится
Спасибо, буду тренироваться. А вообще сдача экзамена на 80% зависит от преподавателя.
И получается — 5 курс, последний экзамен, а препод валит. Дважды поставил 2!
—
«Хоть учись ты день и ночь
Задрочи ты все билеты
Препод цуко задаст вопрос
И забудешь все ответы»
еще как ДА. был у меня 1 зав кафедрой физической реабилитации (ун «УКРАИНА» Киевская филия). и я у него все время проваливалась с ответами. именно он так действует… что самый простой предмет ВАЛЕОЛОГИЯ, — ну просто застрелится. в голове пустота… Я была в ужасе и в истерике. БИОМЕХАНИКА намного сложнее предмет и я ответила и в голове был запас терминов и мыслей. иногда удивляешься, — откуда эти мысли берутся а иногда просто СТОП в голове что ни туда ни обратно,
и меня все время судорогой крутило когда я заходила в его аудиторию. Демон к-то.
У меня все в разы хуже чем вышеописанное. Каждый раз сдавая экзамен (перед публичными выступлениями нет страха) то есть страх не о том, что я чего то не знаю или преподавателя, я чувствую беспричинный панический страх, сопровождающийся соматикой. И после многих лет подготовки я выхожу в ноль. То есть если допустим я сдаю английский, мне дают уровень beginer, хотя в обычной жизни я на intermediate. И ничего не могу с этим поделать, после этого корю себя жутко.
Комментарий автора сайта:
Хотелось бы узнать, что можно сделать летом перед первым курсом, чтобы потом было легче?
Ответ автора сайта: