Начало: праздник непослушания (1-я часть).
— Ты думаешь, что никто бы не сел за папин «Мерседес» и не выехал на встречную полосу? Что наши дети не бросились бы сразу смаковать взрослые напитки, закупать сигареты и повторять пикантные сцены из кинофильмов?
— Тяжелее всего не осуждать. Человеку нужно доверять, в каком бы возрасте он ни был. Если ребенку доверяют, то говорить про бытовые нюансы, которые могут быть в ситуации одного дня (а не про хроническую психологическую травму, которая может спровоцировать систематическое негативное поведение в дальнейшем), нет смысла. У нас педагогика осудительная, авторитетная, давящая: «Сколько б тебя не просил, ты снова сделал так, как я не хочу! Сколько можно терпеть эту бестолковость!». При этом мы не думаем про то, что наше осуждение не только не подтолкнет ребенка изменить ситуацию (если до этого не подтолкнуло), но и сделает близкие, гармоничные отношения с ним совсем недоступными.
Я работала в колледже с молодыми людьми 17-20 лет. Знаешь, что они слышат от родителей каждый день? «Ты неряха, ты снова не прибрала в комнате, сколько можно?». Представляешь, какая тоска?! Годами одно и то же. Да не неряхи они. Просто в 15 лет никому не хочется мыть посуду. Потом они БУДУТ такими, как их родители. Они скопируют наши вкусы, реакции, привычки… Так зачем им говорить «ты неряха» вместо «что у тебя сегодня получилось»? Потому что когда что-то не получается, сразу падает самооценка, понимаешь, что жизнь – не такая уже и приятная вещь.
Мы забываем, что дети – живут. У нас они, пока не создадут собственные семьи, существуют. Мы за ними смотрим, контролируем, гоняем. Поэтому в наших семьях зашкаливает ощущение тревожности, одиночества, низкая самооценка. В то время когда семья должна быть местом, где гарантирован покой, уверенность в том, что здесь за тебя постоят и примут тебя безусловно, каким бы ты ни был.
— Как здесь уберечься от другой крайности – вседозволенности?
— А кто сказал, что педагогика (все родители — педагоги) – легкая наука? Мы сейчас говорим про формирование личности и про основные «выбоины» в этом деле. Потому что у человека должна быть стабильная самооценка, ситуативная тревожность, которая провоцируется ситуацией агрессии и опасности. А в целом находится в норме…
— Так что родители, на взгляд психолога, должны делать, чтобы так было?
— Как я уже сказала, знать особенности возраста своего ребенка. Если родители считают, что они не справляются со своим тинэйджером, значит они должны взять на себя ответственность и понять, что их знаний и внимания недостаточно. Нужно найти ресурсы, проанализировать ситуацию. Ни один психолог не берется корректировать личность в 14 лет, потому что это не-воз-мож-но! Ребенок слышит нас до 12 лет, до полового созревания. Потом на первый план выходит самостоятельность как индивида. Индивиду нужны конфликты для подготовки ко взрослой жизни. В 12 лет происходит «второе перерезание пуповины». Не зря после 12 лет ребенку ничего не объяснишь, он как глухой, он тебя не слушает, он сам себя слушает. И если ты до этого не успел сформировать уверенность в семье, в том, что ты его любишь, что если его обидят, то ты всегда придешь на помощь, то после 12 лет доверия не жди.
Еще одна особенность подросткового возраста: родители превращаются в боксерскую грушу для ребенка. Первый эмоциональный негативный опыт подросток познает через взаимодействие с родителями. Конфликты нужны в жизни? Нужны. Вот 14-летний ребенок и провоцирует их сам. Поэтому я говорю родителям на консультации: терпение и еще раз терпение.
И, наконец, перестройка организма. У девочек это происходит значительно раньше. Поэтому появляется акцент на внешность. Если в семье растет девочка, то очень важно, чтобы папа был чудесным мужчиной, другом, который скажет ей, что у нее красивые глаза, что она лучше всех.
Половые приоритеты начинают активно развиваться с 6 лет. Девочка в семь – это полноценная уже женщина, со всеми ее комплексами, достоинствами и недостатками. Она начинает активно прихорашиваться. Поэтому запрещать в 14 лет краситься – это самый худший путь к сердцу родного ребенка.
— Как же должны отреагировать родители, если их дочь-семиклассница накрасится словно шимпанзе и пойдет в школу?
— Они должны ее поддержать. А в школе сказать: не смейте осуждать моего ребенка. Поддержка может быть разной. Можно сказать: «Мне не нравится твой макияж, но это твой выбор». Ну значит у нее сегодня такое эмоциональное состояние, если хочется красить красным губы. У женщины эмоциональный всплеск всегда выражается во внешности. Нельзя осуждать человека за то, что он накрасился, когда он ведет социально активную жизнь, успешно учится и адекватно себя ведет. Я бы посоветовала родителям идти от обратного. Вместо того, чтобы запрещать, лучше разрешите и научите делать это красиво. Я своей 9-летней дочке позволяю пользоваться косметикой, чтобы у нее был опыт. На последний праздник сама предложила ей подкрасить розовым веки.
— Есть еще одна проблема: подростки часами сидят перед компьютером или телевизором…
— Апатия также свойственна этому возрасту. Они думают про себя, у них очень много сил уходит на это. Тяжело что-то посоветовать группе людей, но одно известно точно – детям нужна наша поддержка. И полное отсутствие осуждения. Тепло. Вот что хорошего можно сделать для ребенка в 14 лет.
Никто ребенку, который шляется по улице, пропускает занятия в школе и курит, не помог осуждением. Если мы встречаем его окриком: «Как ты можешь!», то он перестает приходить домой. Он еще не знает, что он такое. Откуда он должен узнать? Кто ему скажет: «Ты молодчина, у тебя все получится и жизнь пойдет дальше»?. У родителей что, не бывает эмоциональных срывов? Но мы привыкли. А для них это все только начинается, это рождается новая жизнь, личность, которую мы создавали. Никакой коррекции в 14 лет не может быть. Только поддержка и тепло.
И еще один очень важный совет для родителей. Для того, чтобы вырастить счастливого, здорового человека, который в состоянии будет о себе позаботится, научитесь заботится о себе. Чтобы потом смочь своевременно перерезать пуповину, смочь жить отдельно от ребенка. Следите за своим здоровьем, будьте счастливы, радуйтесь жизни, получайте удовольствие от каждого прожитого дня! Эмоционально здоровые родители никогда не воспитают негативное настроенного, слаборазвитого ребенка.
Ольга МЕДВЕДЕВА, газета «Звязда», 2007 год.
Читайте также: