Насколько соответствует действительности утверждение, что подростки, не подсаженные на интернет, обязательно здоровые, развитые и обустроенные?
— Каждый раз, когда я сталкиваюсь с историями о детях из как будто устроенных семей, попавших в плохие компании, под плохое влияние, я задаю себе вопросы: где в это время были родители и неужели нельзя было заинтересовать ребенка чем-нибудь более привлекательным, чем курение травы в подъезде? — комментирует психолог Минского молодежного центра «Успех» Вероника Стогова.
Ответ очевиден. Родители были на работе, зарабатывали финансовое благополучие. А вот про увлечение интернетом знали, что это есть зло, которое плохо влияет на здоровье нового поколения. Ребенок же должен больше времени быть на свежем воздухе. Вот он, собственно говоря, и был.
Конечно же, все, что слишком — не здорово. Никто не будет утверждать, что сидению за компьютером следует отдать предпочтение отдыху с семьей на природе, занятиям в спортивной секции или освоению какого-либо вида искусства. Но личность должна развиваться гармонично, и в наше время информационных технологий следует понимать, что онлайновые отношения — это не всегда и необязательно знакомство с порнографией. Если ребенок нормально общается со сверстниками в школе, интересуется не только учебой, то почему бы не распространить эти отношения еще и на онлайн?
Один из контраргументов часто заключается в том, что отношения с компьютером отбивают у юного поколения желание читать, а мудрость всего мира, как известно, заключена именно в книгах. Многократно проверено на практике: в семье, где читают, ребенок так или иначе начнет читать. Покажите ему пример, а не заставляйте проводить за книгой нужные часы. А вот если вы сами последней прочитанной книгой считаете учебник, пролистанный двадцать лет назад, не требуйте от своего чада трепетной любви к классической литературе. Популярность онлайновых библиотек и форумов, посвященных обсуждению литературы, говорит само за себя. И немалый процент посетителей этих ресурсов составляют именно подростки.
Следующий камень в огород любителей сети — «повальная необразованность на просторах интернета». И опять корень зла надо искать в воспитании и ширине образования личности. Если ваш ребенок читает, думает, то остается образованным человеком и после того, как начинает общаться в чате или блоге с адептом контркультуры, который иначе как «по-албански» уже и в реальной жизни не разговаривает.
Ненормативная лексика? Есть грех. Как было какое-то время написано на одном популярном ресурсе: «Детка, это интернет. Здесь могут послать…». Разочарую всех — на улице тоже могут, и походы на природу в компании сверстников в смысле обогащения новыми восьмиэтажными выражениями никак не уступают виртуальному походу на udаff.соm. Да и школы современные не похожи на пансионы для благородных девиц. Иногда даже учителя позволяют себе лирические отступления от нормативной лексики.
Никто не утверждает, что зависание в «сети» спасет ребенка от негатива реальной жизни. Собственно говоря, «сеть» — уже часть нашей жизни, отмахнуться от нее не получится. Просто нужно готовить ребенка к контакту с ней — так же, как вы готовите его к контакту в школе. И здесь, и там есть свои отрицательные стороны, то, чего нужно избегать, и то, без чего не обойтись.
Кстати, буквально 150 лет назад чтение книг считалось вредным для здоровья, опасным для развития и даже способным вызвать воспаление головного мозга. Не забрасывайте на «авось» эту сторону жизни ребенка. Если вы поможете ему найти сайты и ресурсы, посвященные его интересам, интересные форумы, библиотеки, фильмотеки — сидение за компьютером будет не только приятным, но и полезным. А вы сможете быть уверены, что он не скитается неизвестно где, пока вы на работе.
«Плохим» людям не хватило материнской нежности
Раннее отсутствие или нехватка контакта с матерью приводит к грубой, чаще всего необратимой, патологии мозга.
По словам врача-сексолога Минского областного психоневрологического диспансера Дмитрия Капустина, современные методы исследования мозга позволили выявить, что у детей из-за отсутствия контакта с матерью не развиваются участки мозга и лимбической системы, ответственные за эмоции и способность к пристрастиям. Во время стресса у детей от 0 до 3 лет вырабатывается стресс-гормон, который просто расплавляет определенные участки мозга. Отмечается, что дети, которые находятся до 1 года на грудном вскармливании, эмоционально более здоровы, у них выше интеллект и память. Это объясняется не только контактом с матерью во время кормления, но и получением вместе с молоком матери гормона пролактина, который обладает антистрессовым действием.
При частых или длительных разлуках с матерью в первый год жизни уже в дошкольном возрасте у таких детей обнаруживается повышенная агрессивность, жестокость, садистские наклонности одновременно с неуверенностью и трусостью. Если недостаточный физический и эмоциональный контакт с матерью продолжается до 3 лет, к вышеперечисленному добавляется неразборчивость в выборе друзей, отсутствие привязанности к ним и родственникам. Примечательно также раннее начало половой жизни (одновременно с половым созреванием), неразборчивость в выборе партнеров, случайные непродолжительные связи без эмоциональной привязанности и влюбленности, нередко — подростковая проституция. Неразборчивость в половых связях может доходить до полного равнодушия к полу партнеров, их возрасту (от детей до пожилых людей), к контактам с близкими.
До года жизни любое, даже временное, расставание с матерью воспринимается ребенком как трагедия. Когда ребенок ползает, делает сове первые шаги, то спешит в первую очередь попасть именно в материнские объятия. Для того чтобы смело шагать по жизни, необходимо быть твердо убежденным в том, что есть человек, чья любовь и поддержка безграничны. Материнская любовь — это тот фундамент, на котором растет любовь ребенка ко всему миру, включая своих будущих детей.
По мнению известного российского сексопатолога Вячеслава Маслова, ребенок должен засыпать, держась за руку матери, которая рассказывает ему русские народные сказки и поет колыбельную. В русских сказках присутствуют все возможные сюжеты, раскрывающие широту и полноту мира. Кроме того, в отличие от иностранных мультиков, они отличаются добротой и счастливым финалом.
Примерно до 1 года у ребенка происходит процесс идентификации себя и идеализация матери. Некоторые психологи заявляют, что важнейшим возрастом, который определяет всю дальнейшую жизнь человека, надо считать период с 7 до 20 месяцев жизни. В этот период авторитет матери чрезвычайно высок. Абсолютное большинство специалистов считает, что в первые 12 месяцев другие близкие вокруг ребенка, в том числе отец, не являются знаковыми фигурами. Однако роль отца резко возрастает ко второму году жизни, когда ребенок убедился в абсолютной любви матери. Ребенок начинает проявлять интерес к тому мужчине, который живет рядом с матерью. И от того, какие отношения сложились между родителями, от выраженности у каждого из них мужских и женских качеств, от доступности отца, правильного поведения матери на пути обеспечения этой доступности зависит, как завершится процесс половой идентификации.
Светлана Борисенко, газета «Звязда», 16 февраля 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=74427
Читайте также: