Большая заслуга в белорусском алгоритме помощи больным сколиозом принадлежит сохранившейся с советских времен сети санаторных школ-интернатов.
Эти школы курирует Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии. Направляются в них дети, состоящие на диспансерном учете у ортопедов. Эти необычные учреждения образования являются своеобразным фильтром, который позволяет вовремя выявить тяжелые формы деформации позвоночника и выбрать наиболее адекватный сценарий лечения. Но самое главное — санаторные школы-интернаты для детей, больных сколиозом, обучают новому образу жизни, который позволит и дальше держать болезнь под контролем.
В Беларуси таких школ шесть: в Минске, Молодечно, Бресте, Могилеве, Гомеле и Озерах Гродненской области. Дети живут и учатся в них, как правило, в течение одного учебного года. За это время они не излечиваются, так как сколиоз вылечить невозможно. В санаторных школах-интернатах дети получают знания и навыки, необходимые для полноценной жизни с таким диагнозом. К тому же они учатся работать в команде. Если болезнь продолжает прогрессировать, бороться с ней можно только командой.
«Всегда молодая и всегда старая»
Так называют эту болезнь специалисты. Потому что проявляется она в очень молодом возрасте, тогда же является наиболее опасной, и, несмотря на свою известность с дохристианских времен, до сих пор остается одной из самых загадочных патологий человечества.
От той или иной степени деформации позвоночника страдает около 5 процентов населения планеты. Среди всех деформаций на сколиоз приходится 80 процентов, у девочек эта болезнь встречается в несколько раз чаще, чем у мальчиков. Как правило, патология появляется в школьном возрасте и особенно агрессивно ведет себя в период бурного роста. Кости у детей мягкие, и позвоночник, похож на неподвязанное молодое деревце, которому что-то мешает расти, скручивается, принимает неправильную форму и влечет за собой нарушение в работе всех систем организма.
Занятия лечебной физкультурой в Минской санаторной школе-интернате № 9
для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Если со сколиозом не бороться, то он может привести не только к грубому уродству — горбу, но и значительно ухудшит качество жизни и сократит ее продолжительность. Ведь позвоночник — это опора для всех внутренних органов и вместе с тем нежный футляр для спинного мозга. Отсюда — все: головные боли, ограниченные движения, сжатые сердце и легкие…
Сущности сколиоза — в изменении нормальных изгибов позвоночника и перекручивании (торсии) позвонков относительно своей оси. Причины возникновения и механизм болезни, несмотря на ее большой возраст в истории человечества, до сих пор неизвестны. Врачи всего мира пока не научились с полной уверенностью прогнозировать поведение болезни. Если повезет, деформация позвоночника может остановиться на небольших и не очень страшных I и II ступенях, при которых достаточно будет соблюдать ортопедический режим и поддерживать мышечный тонус, чтобы максимально уменьшить последствия болезни. То есть — ежедневно делать специальные упражнения, контролировать позу.
Однако может случиться так, что деформация будет прогрессировать. И тогда увеличивается жесткость лечения, назначаются специальные корсеты, а также возможно включение в программу лечения хирургическим методом.
Школы как посольства
Вот почему такие важные 9 месяцев в школе-интернате, во время которых ребенок и его родители узнают о болезни все и учатся жить иначе. Учатся на первое и главное место ставить физические упражнения и ортопедический режим, а на второе — амбиции. Ведь полноценной жизнью с диагнозом «сколиоз» жить можно, но для этого требуются титанические усилия и непрерывная работа.
Уникальность санаторных школ-интернатов в том, что они сочетают образование и лечение, здесь вместе с педагогами работают врачи, и первые, и вторые решают очень сложную задачу. Обо всем этом шла речь в конце прошлого года в Минской санаторной школе-интернате № 9 для детей с заболеванием костно-мышечной системы и соединительной ткани. Республиканский научно-практический семинар подводил итоги двухлетней инновационной площадки на базе школы. В течение двух последних лет специалисты в Минске под руководством ведущего научного сотрудника РНПЦ травматологии и ортопедии Дмитрия Тесакова разрабатывали и апробировали новые методы физической реабилитации больных на сколиоз детей. Сейчас руководители и специалисты других санаторных школ-интернатов знакомились и обсуждали эти наработки, чтобы на выходе получить общую, обязательную для всех программу.
— Такие школы — вариант наших посольств в областях, — говорил Дмитрий Тесаков. — Проанализировав большой клинический материал — свыше 2 тысяч пациентов, мы пришли к объективному заключению, что помощь во всех школах-интернатах оказывается довольно качественная. Потому что методологическая работа построена по единому согласованному механизму.
Сегодня очень важно, подчеркнул Дмитрий Тесаков, чтобы медицинские работники активнее определяли патологию соединительной ткани, которая приводит к деформации позвоночника. Именно активная позиция медиков и взаимодействие их с системой образования помогают своевременно направлять в школы-интернаты детей, которые в этом нуждаются. Чтобы запускать образовательно-лечебный механизм, нужна, в первую очередь, информация. Выражение «знание — это сила» в случае со сколиозом имеет буквальное значение. Школа-интернат — это то место, где сила дается пациенту и его стороне. Сейчас, когда на первичном обследовании выявляются дети с деформацией позвоночника с IV степенью тяжести — это нонсенс, говорят специалисты.
Знать о болезни — экономически выгодно
Сторона пациента — это родители. От них зависит очень много. Например, период адаптации в санаторной школе, который должен быть сокращен втрое. Врач-ортопед стремятся рассказать родителям о патологии так, чтобы те пропустили ее через себя. Чтобы испугались не болезни, а испугались не делать того, что необходимо. Для этого санаторные школы проводят собрания с родителями еще за три месяца до того, как дети придут на занятия. Чтобы в течение лета они подготовили детей.
Для разгрузки позвоночника дети в санаторных школах-интернатах
занимаются лежа на специальных топчанах.
— Задача школы-интерната — открыть родителям глаза на патологию их детей, — подчеркивает Дмитрий Тесаков. — Вызвать чувство страха за неисполнение той ответственности, которую возлагает болезнь. Страх — это защита. Без него мы ничего не сделаем. Надо бояться нарушить дисциплину, и опасаться всего, что будет этому способствовать.
Раскрытие информации для родителей, которые приняли решение отдать ребенка в школу-интернат, позволяет достичь гораздо большего эффекта в лечении. Если ребенок видит, что между взрослыми достигнуто согласие, у него не остается выбора, и постепенно, в течение учебного года, он учится быть ответственным и дисциплинированным. Это и есть ощущение команды. Нередко дети прощаются со школой-интернатом с сожалением. Но самое главное, что такой эффект позволяет продолжать лечение и после школы-интерната. Психологическая установка срабатывает на то, что ребенок хочет лечиться, он видит результаты у других пациентов. Как результат — значительное уменьшение запущенных, своевременно адекватно не пролеченных случаев в стране за последние 15 лет.
Бассейн помогает укреплять мышцы спины
при одновременной разгрузке позвоночника.
— Иностранные специалисты признают, что алгоритм специализированной помощи пациентам, который сохранен и развит в Беларуси, является одним из самых рациональных в мировой практике, и одним из самых экономичных в плане затрат, — говорит Дмитрий Тесаков. — Конечно, пребывание ребенка в школе-интернате стоит денег для государства, но это оправданные затраты как для системы образования, так и для лечебного эффекта. Ведь дети, которые выходят отсюда, знают, что им нужно делать и какую профессию выбрать. Вот почему учителя в школах-интернатах стремятся за очень краткий период не только сохранить достаточно высокий образовательный уровень своих учеников, но и вызвать у детей интерес к научной и интеллектуальной деятельности.
Сертификаты для выпускников
Еще один важный момент — возвращение в свою родную школу. С диагнозом «сколиоз» дети, как правило, попадают в специальную медицинскую группу по физкультуре. С ними должен заниматься специально обученный учитель не менее трех раз в неделю. Это было бы хорошо, но чаще всего такие дети вообще не посещают уроки физкультуры. В течение урока, который происходит во время расписания, они сидят на скамье, а на отдельные занятия не приходят — так как это неудобно. С одной стороны, «освобожденные» от уроков физкультуры подростки почувствуют себя психологически некомфортно: они — не как все. С другой стороны, в лечении сколиоза ведущее место занимают именно физические упражнения. Только они должны быть специальными.
— Мы планируем в дальнейшем выдавать специальный сертификат выпускнику школы-интерната, который позволит ему выполнять свою индивидуальную программу во время уроков физкультуры с соответствующей оценкой, — сообщил журналисту «Звязды» куратор санаторных школ. — Это даст возможность детям участвовать в уроках физкультуры, но заниматься по своему, лечебному направлению. Это важно, так как физкультура — ведущий лечебный компонент у пациентов с заболеванием костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Главным результатом инновационной площадки, которая работала на базе минской школы-интерната № 9, должен стать документ в виде общего методического руководства, по которому будут работать все школы-интернаты Беларуси. Создание такого документа позволит обосновать строительство бассейнов в тех школах, где их нет, и на республиканском уровне требовать оборудования подобных школ всем необходимым.
По сути, это означает, что белорусская ортопедическая служба делает еще один шаг вперед.
Ольга Медведева, газета «Звязда», 25 февраля 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=75004
Цены на уборку помещений и офисов.
Читайте также:
Предлагаю совместно с ВУЗом ( СГУТиКД г. Сочи) рассмотреть вопрос о применении стула-корсета, предназначенного в основном для пациентов подрастающего поколения с различными сколиозами. Изделие прошло клинические испытания в реабилитационном центре «Виктория» под руководством заслуженного врача РФ Махова О. Г. Воздействие на реберный горб пациента осуществляется за счет подвижных тяг, фиксируемых согласно прилагаемой инструкции.изделие можно использовать аудиторно, во время занятий и индивидуально. Стул-корсет является неотъемлемой частью средств ФК, в которые входит: ЛФК, массаж, лечебное плавание и др. в зависимости от степени и вида сколиоза. Имеются документы: бизнес-проект, результаты клинических испытаний, чертеж, второстепенные: диссертация, методическое пособие и т.д.
Комментарий автора сайта: