В настоящее время представления о природе, механизме развития, клинике, лечении и профилактике бронхиальной астмы существенно изменились. В этом отношении достаточно упомянуть биологические дефекты как внутреннюю причину бронхиальной астмы, воспаление бронхов вне зависимости от тяжести заболевания как ведущий механизм патогенеза, противовоспалительные средства как основные препараты для лечения и профилактики обострений. Появились приборы индивидуального контроля за состоянием проходимости бронхов — пикфлоуметры, позволяющие осуществлять постоянную оценку наличия и выраженности обструкции бронхов. Однако, несмотря на существенный прогресс в понимании сущности бронхиальной астмы и возможностей ее лечения, медицинская статистика свидетельствует об увеличении заболеваемости и смертности от этого недуга. Одной из причин такой неблагоприятной динамики является недостаточное использование врачами базисной терапии бронхиальной астмы и дополняющей ее индивидуальной терапии с применением лекарственных средств и других методов лечения.
Современные и международно согласованные позиции по ключевым вопросам бронхиальной астмы за последние 3-4 года нашли свое выражение в нескольких важных международных документах, что позволило ВОЗ рекомендовать внедрение новых подходов к диагностике и лечению астмы в практическую медицину разных стран.
Прежде всего было подвергнуто пересмотру определение бронхиальной астмы. Его принципиально важным положением является признание того, что ведущим звеном патогенеза (основой болезни и ее клинических проявлений) является хроническое и, как правило, упорное, длительно не исчезающее воспалительное повреждение дыхательных путей. А такие признаки, как гиперреактивность бронхов, обструкция и связанные с ними клинические симптомы, в том числе и приступы удушья, являются следствием воспаления в бронхах. Из этого положения следует главный вывод о необходимости сосредоточить внимание прежде всего на проведении противовоспалительной терапии, а не только на устранении респираторных симптомов болезни.
Пересмотр коснулся и традиционного представления об астме как о заболевании, обязательным клиническим признаком которого является приступ удушья. Но у части больных респираторные нарушения могут иметь постоянный бесприступный характер и субъективно проявляться дыхательным дискомфортом. В частности, это свойственно больным, состояние которых ранее в отечественной практике определялось как предастма, астматический бронхит или бронхит с астматическим компонентом. В соответствии с новым определением заболевания это довольно солидная группа больных бронхиальной астмой.
В настоящее время имеется немало доказательств того, что характерные воспалительные изменения в слизистой оболочке бронхов происходят на всех стадиях болезни, даже при отсутствии клинических симптомов обострения. Это позволило сделать вывод о необходимости раннего назначения базисной терапии и проведения противовоспалительного лечения не только в период обострения, но и в период клинической ремиссии.
В соответствии с существующими на сегодняшний день данными воспаление при бронхиальной астме имеет своеобразное, не связанное с бактериальной инфекцией происхождение. Оно характеризуется включением различных иммунологических и неиммунологических механизмов, участием многих клеточных элементов, и прежде всего тучных клеток, эозинофилов и Т-лимфоцитов. Игнорирование этого факта на практике нередко приводит к назначению больным астмой бесполезных или даже вредных для них антибиотиков без строгих к тому показаний, таких, как рентгенологически доказанная пневмония, сепсис, гнойный синусит, гнойный характер воспаления при бронхите, инфекционные очаги в других областях. Респираторная вирусная инфекция, которая часто служит пусковым механизмом обострения астмы, показанием к назначению антибиотиков не является, так как ответом на них воспаленные бронхи могут развить гиперреактивность и тяжелые приступы удушья.
Хочу подробнее остановиться на новом противовоспалительном препарате для лечения бронхиальной астмы — тайледе (недокромил натрия).
Тайлед является структурным аналогом кромогликата натрия. По противовоспалительной активности он в 4—10 раз эффективнее интала. Это обусловлено более выраженным влиянием не только на тучные клетки, но и на другие механизмы, приводящие к развитию бронхиальной астмы. Известно, что в развитии воспаления в бронхах участвуют не только тучные клетки, но и эозинофилы, нейтрофилы, макрофаги и тромбоциты. Тайлед тормозит активацию этих клеток, что особенно важно для успешного лечения аллергических форм астмы, особенно при сенсибилизации к домашнему клещу.
Тайлед действует не только на клетки бронхиального дерева, но и на нейронные ответы, такие, как рефлекторный спазм бронхов и кашель, причем действует быстро, что позволяет эффективно его применять при кашлевых формах астмы.
В отличие от интала, действие тайледа развивается через несколько дней, и это очень важно.
Плюс к перечисленному, тайлед снижает проницаемость кровеносных сосудов дыхательных путей, таким образом уменьшая отек бронхов, который способствует усилению бронхиальной обструкции.
Недокромил натрия эффективен для лечения аллергической и неаллергической бронхиальной астмы у пациентов разного возраста. Он предупреждает развитие ранней и поздней астматической реакции на аллергены, а также бронхоспазма, вызываемого холодом, физической нагрузкой.
Препарат выпускается в аэрозольных баллончиках на 112 доз. Обычно назначается по два вдоха (4 мг) дважды в день, максимальная суточная доза не должна превышать 8 вдохов. Как правило, недокромил натрия хорошо переносится пациентами, однако тайлед не рекомендовано назначать беременным и кормящим женщинам.
Таким образом, тайлед является препаратом выбора для лечения больных бронхиальной астмой, поскольку он действует быстро на астматические симптомы (кашель в особенности), а также оказывает непосредственное воздействие на механизмы развития аллергического воспаления.
АНТОНИНА ОСИПОВА, аллерголог медицинского центра МТЗ.
Журнал «Здоровье и успех», № 3 за 1998 год.
Читайте также:
Воспаление — это защитная реакция организма на наличие повреждающих факторов. Подавлять воспаление — мешать борьбе организма с неблагоприятными факторами. Может ли в этом случае подавление активности иммунной системы в том или ином органе, в той или иной ткани или в организме в целом быть оправданным методом лечения? Подавляя тайледом местную защитную реакцию вы стимулируете организм на мобилизацию дополнительных сил и как только отмените препарат, получите отдачу в виде активации иммунной системы и воспаления еще большего, чем до начала «лечения» и, скорее всего, получите острый криз в виде состояния коллапса всего организма. Или я не прав?
В некоторых случаях воспаление может быть избыточным и чрезмерным, например, аллергическое или аутоиммунное. Такое воспаление приносит вред организму.
Вы описали синдром отмены препарата. Он бывает не всегда. Например, если вы ушибли или поранили руку и несколько дней принимаете противоспалительный препарат для уменьшения боли из-за воспаления, это не значит, что после отмены препарата рука у вас заболит еще сильнее, чем раньше. Нет — если рука зажила, то болеть вообще не будет.
Подскажите пожалуйста, можно ли принимать тайлед при сахарном диабете?
Ответ автора сайта: