Пока ребенок совсем мал, мать привязана к нему накрепко, ни на час, ни на минуту не оставляет кроху. Но вот первая волна забот и тревог схлынула, малыш встал на ноги, отпраздновали первый год его жизни, второй… Человечек все более взрослеет, менее зависит от матери. Но стало ли у нее меньше забот? Ничуть, просто на смену одним пришли другие, и кроме традиционного кормления и беспокойства о сухих штанишках надо думать о многом другом: как помочь малышу окрепнуть, какую игрушку дать, чтобы не просто возился с ней, но и учился чему-то.
Пора, наверное, и о детском саде задуматься, куда через год-полтора вы отправите сына или дочку. Как он будет привыкать к новой жизни, адаптироваться среди сверстников, зависит во многом от того, как прожиты первые годы жизни дома, при маме…
«И с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе»…
Большинство американских специалистов в области педиатрии считают возраст тодлеров — детей, которые начинают ходить, т. е. с 15—16 месяцев до 2,5 года — критическим, особенно важным по сравнению с предшествующими и последующими периодами. Именно в этом возрасте совершается человеком огромный «прыжок» в физиологическом развитии, познании и самоуправлении.
В 16 месяцев ребенок уже ходит, но часто с большой неуверенностью, потому что он не умеет балансировать руками, не знает, как использовать их при ходьбе. Если он хочет остановиться, часто возвращается в исходное положение — и переходит на четвереньки для привычного ползания.
Все здоровые дети при этом делают попытки вырваться из возраста тодлеров. Наиболее важная фаза развития по Эрику X. Эриксону — самоуправление — осознание себя как персоны среди других людей и желание делать определенные вещи самостоятельно. Ребенок напористо толкает коляску, переносит большие пакеты и игрушки с места на место, перетаскивает свою одежду.
К шестнадцати месяцам большинство детей достигают определенного физического развития, благодаря которому они могут бросать мяч, перелезать через низкий барьер, ползать, стоять на коленях без поддержки, карабкаться, поднимать предметы из положения стоя.
Иногда, однако, из-за болезни, госпитализации или недостатка практики ребенок может пропускать какую-то стадию физического развития или даже явно регрессировать.
Родители могут и должны помочь такому ребенку совершенствовать физическое развитие в играх, веселых физических упражнениях, достаточно простых и эффективных.
Те, что приведены ниже, разработаны группой американских исследователей, которые работают с маленькими детьми, имеющими отклонения в физическом развитии.
— Катание мяча вперед
Сперва сядьте напротив стены и посильнее катните мяч к стене, чтобы, ударившись, он вернулся обратно. Малыш заинтересовался игрой? Теперь пора приглашать его поиграть вместе: сядьте друг против друга и катайте мяч на здоровье! Можно усложнить занятие: разместите три пустых картонных коробки на некотором расстоянии, пусть ребенок мячом собьет их.
— Бросание, или «Летящий мяч»
Дайте ребенку предметы, которые можно подбрасывать: бруски, мячи, шары. Поместите мяч в руку малыша и помогите ему сделать бросок. Свяжите веревку таким образом, чтобы получилось большое кольцо. Предложите малышу бросать мяч или воздушный шар в кольцо и за него.
— Перелезание через низкий барьер
Сделайте барьер, например, из диванных подушек, поставьте за барьером любимую игрушку, пусть малыш добирается до нее, старается, трудится.
— Приседание на оба колена без поддержки
Побудите вашего ребенка стать на четвереньки, опираясь на руки и колени. Затем попросите его поднять правую руку и балансировать на трех точках, повторите то же самое с левой рукой. Затем ваш ребенок должен научиться приседать без помощи рук и, наконец, из положения сидя на коленях бросать мяч в корзину (кольцо).
— Лазанье на ступеньки с помощью рук и коленей
Поместите ребенка на нижней ступеньке. Положите любую игрушку на две или три ступеньки выше того места, куда ребенок может дотянуться. Побудите его двигаться вверх (если необходимо, положите одну коленку на первую ступеньку и подтолкните ребенка, чтобы он двигался вверх). Следите за безопасностью вашего малыша.
— Ходьба, держась одной рукой
Ведите вашего ребенка так, чтобы он держался рукой за круглую полку или веревку. Держите веревку таким образом, чтобы руки вашего ребенка находились не выше уровня его плеч.
— Ходьба без поддержки
Дайте ребенку попробовать погулять по различной поверхности: по траве, песку, склону. (Вы можете для начала держать его за руку). Дайте малышу возможность нести какой-то предмет, когда он идет самостоятельно. Побуждайте эту ходьбу, предлагайте малышу все новые и новые предметы для переноски.
Игра — это очень серьезно!
Игрушка — естественный спутник жизни ребенка, источник его радости, она и предмет, и партнер в игре. А в руках взрослого игрушка — одно из важных средств воспитания.
Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими. Игра стимулирует развитие частей тела, прежде бездействовавших, — природа специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы, играя, он мог гармонично развиваться.
Часто дети сами прибегают к играм как к психотерапевтическому средству снятия страхов, эмоционального напряжения. По Платону, игра — свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она — источник удовольствия.
Игра и слово одинаково важны, они всегда рядом. Игра для ребенка — не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Игра для него — огромный мир, причем мир личный, суверенный, где ребенок может все, что захочет.
Двухлетние дети короткое время могут играть вместе, передавая игрушку друг другу, но более характерна для этого возраста «параллельная» игра — дети заняты своими делами бок о бок или спина к спине, но не вместе. Хотя и нет откровенного взаимодействия, они получают явное удовольствие от такого соседства. Малыши этого возраста значительное время могут наблюдать игру других детей и иногда имитируют их действия. Хотя двухлетние не готовы к совместной игре с ровесниками, они могут довольно хорошо играть со старшими детьми.
Важное место в жизни двухлетних занимают игры с дидактическими игрушками и настольно-печатным материалом. Эти игрушки развивают мелкую моторику руки, учат различать цвета, концентрировать внимание. С этой целью подбирайте ему наборы игрушек, которые отличаются по цвету, величине, форме, материалу: деревянные и резиновые животные, большие и маленькие рыбки, разноцветные пирамидки, разборные матрешки.
В этом возрасте детям нравится составлять простую мозаику (разрезные на 2—4 части картинки с изображением игрушек, овощей, фруктов); их внимание привлекает набор кубиков разной величины и цвета, игрушки с прилипающими, пристегивающимися, пришнуровывающимися деталями. Для детей этого возраста характерна предметно-игровая деятельность и сюжетно-отобразительная, которая является началом сюжетно-ролевой игры. Любимейшие игрушки — маленькие копии того, что дети видят на улице и в быту: поезда, грузовики, автобусы, гаражи, самолеты, мотоциклы, часы, телефоны — все, что движется и может шуметь. Игрушки — заменители реальных предметов: зайцы, лисы, куры, куклы помогают перейти к отобразительной игре. Дайте ребенку такие наборы игрушек, которые могли бы отобразить доступные им операции: работа в парикмахерской, приготовление еды. Дети этого возраста ограничивают себя простыми действиями: разговор по телефону, питье чая, приготовление обеда, укладывание куклы спать, ее катание в коляске, купание.
Двухлетние дети любят следить за работой матери и имитируют жесты по чистке от пыли, вязанию, шитью. Часто они настаивают, чтобы мать прервала свою работу для игры. Значит, на короткое время нужно поддержать компанию.
Покажите ребенку, как использовать ведерко, лопатку или совочек, формочки для игр с песком, и это занятие станет его любимым во время прогулок.
Родители должны постоянно поддерживать в малыше желание познавать окружающий мир, новые виды игр и материалы (игрушки), которые стимулируют открытия и познания. Иногда нужно вмешаться в деятельность ребенка для того, чтобы расширить детский опыт.
Игра — это очень серьезное занятие! Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Маргарита Калиновская, методист Белорусского научно-методического центра игры и игрушки.
Журнал «Здоровье и успех», № 4 за 1998 год.
Читайте также: