Семь детских телевизионных каналов идут у меня дома. Такое богатство очень радует моих детей, и если их не контролировать, то они могут смотреть «любимый мультик», переключаясь с канала на канал, весь день! Многим современным детям нравится больше сидеть у телевизора, чем играть на улице. И казалось бы, ничего страшного, если ребенок посвящает свое свободное время просмотру телевизора. Но, увлекаясь этим занятием, дети забывают об уроках, своих домашних обязанностях и даже… поесть! Попробуем разобраться, почему так происходит, что есть «телевизионная зависимость» и как от нее избавить ребенка, с помощью консультанта женского портала Femina.by детского педагога-психолога Екатерины Шевелевой.
Одной из основных причин того, что дети стали чаще проводить свое время у телевизора, по мнению психолога, является развитие общества по пути западной индивидуализации. Это когда люди меньше общаются друг с другом, они больше направлены на конкуренцию и на выявление в себе разнообразных способностей и талантов (это очень ярко проявляется в рекламах: «бери от жизни все», «только для тебя»). Если раньше в центре общества был коллектив, единство и люди были сплочены какой-то деятельностью, то сейчас чаще всего — это организация людей, индивидуумов, личностей, в которой каждый стремится доминировать над другими. И действительно, редко можно увидеть на улице детей, которые бегают вместе и играют в какую-нибудь когда-то совместную игру, по сравнению даже с советским временем. Мало у детей и игр, объединенных одним сюжетом, они не всегда принимают общие правила… Малыши стремятся больше к индивидуальным играм: один на один с другим ребенком (в лучшем случае), один на один с компьютером, один на один с телевизором…
— Ребенок сегодня направлен на самовыражение, — объясняет Екатерина Николаевна. — И, казалось бы, это хорошо, так как помогает развиваться интеллектуально. Но человек должен развиваться гармонично, а это не только интеллектуальное развитие, это и физическое, и эмоциональное, и нравственное, и духовное… Если выделять какой-то один компонент, другие так или иначе страдают. То есть, ребенок в чем-то потеряет…
Немного о развивающих мультфильмах
В любой семье, где есть дети, наверняка, есть и большая коллекция дисков с мультфильмами. Есть мультики для всех: только для мальчишек, только для девочек, и есть даже для детей до трех лет, развивающие. И многие родители уверены, что они полезны. Специалисты утверждают, что для того, чтобы ребенок развивался, необходимо с малышом разговаривать. И, казалось бы, в чем проблема: по телевизору говорят, не умолкая…
— Если ребенка оставить наедине с телевизором, то вообще о развитии речи и самостоятельного мышления не может быть никакой речи, — говорит Екатерина Николаевна. — Например, дошкольник может сосредотачивать внимание 7-10 минут. После этого малыши устают и воспринимают поступающую информацию, как тяжелый ком. А детям до трех лет вообще нельзя смотреть телевизор: для них это колоссальная нагрузка на нервную систему, мешающая полноценному развитию.
Герои мультфильмов, на которых смотрит ребенок, считают психологи, должны быть спокойных цветов, а их движения — приемлемой скорости, чтобы человеческий глаз мог их улавливать. Этим критериям больше соответствуют советские мультфильмы. По мнению специалиста, современные мультипликационные герои, с точки зрения общепринятых понятий о «красоте», непривлекательны. Поэтому сегодня у большинства детей искажается представление о «красоте». Например, животные из мультфильма «Ледниковый период»: черты их «лиц» диспропорциональны, очень резкие ломаные линии и яркая цветовая гамма, возбуждающая психику. Персонажи многих современных мультиков настраивают ребенка на жизнь как игру. Любовь как игра, дети как игра и даже война стала какой-то «прикольной». Темы, претендующие на какую-то серьезность, например, те же былинные истории, воспитывающие патриотизм и уважение к своей истории, сегодня кажутся карикатурными. Современные богатыри — это карикатурные герои.
— Человеческая психика непредсказуемая, сложная и очень деликатная, — говорит специалист. — Ни один психолог не сможет предугадать, как скажется на ребенке мультик и какая у него будет реакция даже на Деда Мороза или собаку… Ко мне недавно обратилась мама пятилетнего ребенка. Мальчишка посмотрел один из современных мультфильмов про роботов. И потом стал приставать к своей маме с вопросом: не превратится ли она или он в робота. Мама объяснила, что никакие роботы не прилетят, никто ни в кого превращаться не будет. На следующий день он задал ей тот же вопрос. Она отшутилась, но все же пояснила заново. Примерно через месяц ребенок задавала этот вопрос много раз в день. Мальчик получил большой стресс, который не прошел и через месяц. Вообще, сегодня количество детей с различными страхами значительно выросло, и обычно это страхи, связанные с «нездоровой фантазией мультипликаторов».
Возможные последствия
Все процессы в детской психике отличаются от процессов у взрослого человека. У взрослого есть опыт и он может полученную информацию фильтровать. Ребенок так не может, у него не развито критическое мышление и нет понятия прошлого и будущего. Он живет сегодняшним днем и тем, что попадает в поле его зрения. Для него нет разницы, увидел он это воочию или по телевизору. Для детей все реально и они воспринимают это как норму.
— Более того, у ребенка, который долго смотрит телевизор, растормаживается психика. Это выражается в повышенной возбудимости, раздражительности, капризности, агрессивности, крикливости (это еще называется слабостью психических процессов). Попробуйте отвести ребенка от телевизора, если он долго около него сидит — он сразу начнет капризничать. У школьника, который просидел не один час за телевизором или компьютером, наступает нервная слабость. Из-за этого у них чисто физиологически не хватит сил сделать уроки качественно, да и вообще довести любое дело до конца.
Еще одно неприятное последствие от просмотра телепрограмм — это задержка в развитии воображения и мышления. Детское воображение и мышление развивается только тогда, когда есть нехватка зрительного ряда. Поэтому у детей-телелюбителей воображение практически атрофируется из-за того, что за него уже давно все придумано.
Там, где в семье привыкли часами смотреть телевизор, у всех членов семьи вырабатывается стереотип человека-зрителя. Такие люди своей жизнью не живут — они следят за чужими. Это очень привлекательно — эмоции получаешь, а усилий прилагать, чтобы сделать свою жизнь более интересной, уже вроде бы и не надо. С одной стороны, возникает истощение «жизненных сил», с другой — быстрое эмоциональное отупение. Например, ребенок больше будет переживать от того, что умирает от жажды вымышленный пес из мультика и не отойдет от телевизора, даже если в это время его родная лежачая бабушка попросит принести воды…
Что делать?
Первое, что необходимо, — это понимание проблемы и решимость родителей. Дети всегда будут против каких-либо ограничений. Родители должны это знать и относиться к этому как к должному.
Второе — определить правила. Например, что просмотр телевизора возможен только после выполнения ими школьных заданий и домашних обязанностей.
Третье — определить количество часов в неделю, которые могут потратить ваши дети на просмотр телевизора. После этого предложите своим детям выбрать те передачи, которые они будут смотреть. Это приучит ваших детей рассчитывать свои желания, планировать время.
Четвертое — не использовать телевизор в качестве фоновой заставки. Выключайте его! У ваших детей тогда не будет соблазна бросить свои дела.
Пятое — лучше расширить ассортимент семейных настольных игр, которые и интересны, и развивают детей. Это не касается компьютерных игр! Покупайте детям различные головоломки, кроссворды и т.д. Займите детей в домашних условиях более интересными совместными занятиями, чем просмотр телевизора.
— Самое главное — показать детям собственный пример, — говорит специалист. — Если родители сами откажутся от чрезмерного просмотра телевизора и станут проводить больше времени со своими детьми, то ситуация с «зависимостью» быстро изменится. С детьми можно ходить на выставки, в музеи, играть с ними в парках, летом кататься на велосипедах, зимой на коньках, санках. Путешествуйте с детьми, позвольте детям увидеть мир своими глазами, развиваться гармонично и получать свой собственный опыт в жизни.
Наталья Таливинская, 11 апреля 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=95809&idate=2012-04-11
Читайте также: