Слава Богу, он все-таки не стал врачом-неврологом. Беларусь могла не досчитаться такого нейрохирурга! Арнольд Федорович Смеянович вот уже 50 лет выполняет операции на головном и спинном мозге. Его имя, считайте, уже вписано в историю отечественной нейрохирургии. У Арнольда Федоровича были и есть должности, звания, ученики, пациенты, которым удалось продлить жизнь… Но самое важное — светлая голова и золотые руки. Смеяновичу в эти дни исполняется 75 лет. Он — лауреат Государственной премии Республики Беларусь, заслуженный деятель науки, академик Национальной академии наук Беларуси, профессор, доктор медицинских наук. Но самое важное — как заведующий нейрохирургическим отделом Республиканского научно-практического центра «Неврология и нейрохирургия», он по-прежнему оперирует тяжелых пациентов. Сегодня Арнольд Федорович рассказывает о себе, своей практической деятельности, белорусской нейрохирургии и особенностях тех заболеваний, которые приходится лечить…
Только в хирургию!
— Лечебный факультет Медицинского института в Минске я окончил в 1960 году. В отделе кадров меня хотели направить на место невропатолога. Но я знал с самого начала, что буду только хирургом, и поеду хоть в Россию, хоть в Украину — только чтобы заниматься хирургией. Мне всегда хотелось сразу видеть результат своей работы. Хирургия дает такую возможность. Кроме того, она, без преувеличения, является вершиной здравоохранения… У меня был друг, который тоже мечтал стать хирургом, однако попал при распределении в санитарные врачи. Так санитарным врачом всю жизнь и отработал… Я же в отделе здравоохранения узнал, что в Дрибине есть вакансия… И поехал туда на три года. Потом вернулся в Минск и попал в Белорусский научно-исследовательский институт неврологии, нейрохирургии и физиотерапии, где руководителем нейрохирургического отдела был профессор Ефрем Исаакович Злотник. По сути, это основатель белорусской школы нейрохирургов. Злотник впервые не только в Беларуси, но и на просторах СССР выполнил ряд операций. Можно сказать, я сегодня занимаю должность, которую в 1989 году, уезжая за границу, передал мне Ефрем Исаакович…
Институт неврологии несколько раз менял свое название и в 2007 году стал Республиканским научно-практическим центром «Неврология и нейрохирургия». Какое-то время я даже был директором института. Однако сегодня снова занимаю ту должность, к которой лежит душа и где могу заниматься конкретным делом.
Головной мозг, спинной мозг
— Нейрохирург — одна из самых сложных и ответственных специальностей. Ведь здесь мы имеем дело с головным и спинным мозгом, нервами… Специальность, безусловно, молодая. На территории Советского Союза ею начали заниматься только в 1930-е годы. В Беларуси — в 1950-е, когда за дело и взялся Злотник. Современная белорусская нейрохирургия однозначно соответствует европейским стандартам. Центр пережил серьезную реконструкцию. Наши операционные построены по современным проектам, оснащены современным оборудованием, которое позволяет выполнять все нейрохирургические вмешательства, существующие в мире. Оборудование в операционных позволяет следить за операцией, состоянием больного. С помощью навигационной системы можно добраться до самой мелкой опухоли, аневризмы… Все-таки в нашем деле речь может идти о миллиметрах.
В Беларуси уже много моих учеников, которые оперируют, скажем, в областных центрах. Я добивался и добился того, чтобы в 2000 году в Белорусской медицинской академии последипломного образования начали читать курс нейрохирургии, причем вообще как для хирургов, так и для травматологов, которые в районных и областных центрах должны выполнять и сейчас уже выполняют несложные операции, связанные с травмами головы, позвоночника и т.д. Невозможно в ряде случаев ждать, пока приедет профессор из Минска. Он может не успеть.
Вообще в ВУЗах готовят просто врача-хирурга, который на практике уже становится хирургом-офтальмологом, или кардиологом, или нейрохирургом… Чтобы стать, что называется, нормальным нейрохирургом, нужно около семи лет практики. В университете дается минимум знаний, необходимых такому специалисту. Мое настоящее обучение происходило на практике… Когда впервые довелось наблюдать, как вскрывается череп, как профессор Злотник выполняет какие-то манипуляции с головным мозгом, трудно было осмыслить увиденное: неужели тот, кто лежит на операционном столе, сможет когда-нибудь открыть глаза, ходить, смеяться? Примерно за семь лет можно освоить много мелких и больших операций, осмыслить, что делают старшие коллеги, понять нюансы диагностики и стать самостоятельным специалистом.
Многие виды обследований, которые мне приходилось выполнять и которые были слишком агрессивными (как, например, пневмоэнцефалография), сегодня не выполняются. Ведь появилась ангиография, компьютерная, магнитно-резонансная томография. Появилась малотравматичная эндоваскулярная хирургия…
Исключить аневризму
— Актер Андрей Миронов погиб из-за сильного кровотечения, спровоцированного разрывом аневризмы. Аневризма — это, грубо говоря, мешочек, пузырь, образующийся в сосуде головного мозга. Причина такого расширения сосуда — в патологии его стенок. При физических и моральных нагрузках, при наличии атеросклероза, артериальной гипертензии давление крови повышается. И однажды в этом слабом месте сосуд разрывается и кровь изливается. Поврежденная часть головного мозга погибает. В случае сильного кровоизлияния погибает и сам человек.
На фото (кликните, чтобы увидеть полностью):
врач-нейрохирург Арнольд Смеянович,
ассистенты Владимир Терехов и Антон Родич,
врач-анестезиолог Анна Лопатенко,
медицинские сестры Яна Медякова, Виктория Абдурахманова,
Ольга Богачук во время операции на мозжечке.
В последнее время все реже попадаются пациенты с одной аневризмой. Как правило, их несколько. Обезвредить аневризму и тем самым предупредить катастрофу можно только одним способом — установить приспособление, «выключить» этот сосуд из кровообращения. Но как подобраться к сосуду, который находится в головном мозге? Есть только два пути. Можно вскрыть череп и выполнить открытую манипуляцию. А можно провести эндоваскулярное вмешательство — установить специальное устройство с помощью катетера, который подводится через бедренную артерию до самой аневризмы.
Аневризму почувствовать невозможно. Бывает так, что в процессе роста аневризма затрагивает нерв, действует на окружающие ткани как опухоль, из-за чего появляются осложнения… Вы видели, от меня выходила пациентка? У нее закрылся глаз. Веко перестало подниматься. Сделали компьютерную томографию, обнаружили аневризму и вот теперь своевременно ее прооперировали… Иногда же аневризма заявляет о себе той катастрофой, о которой мы говорили выше, — она разрывается. Как это предотвратить? Пока такое невозможно. Компьютерную томографию не выполняют «на всякий случай». Это недешевый вид обследования и не настолько широко доступный.
Об инсульте и грыже диска
— Атеросклероз, остеохондроз, глаукома — это расплата за продолжительную жизнь… Мы стареем, стареют наши сосуды и ткани. Поднятие кровяного давления, безусловно, становится фактором риска возникновения инфаркта миокарда или инсульта. Если высокое давление не лечить, сосудистая катастрофа неизбежна. Просто какое-то время сосуды еще могут выдерживать, но не бесконечно.
Что такое инсульт? Головному мозгу, как и любому другому органу, требуется постоянный приток крови, обогащенной кислородом. При разрыве или закупорке сосудов, которые доставляют эту кровь (в нашем случае к головному мозгу), случается инсульт, в результате чего часть его клеток погибает. При разрыве сосуда кровь изливается в мозг, и это — геморрагический инсульт. При закупорке сосуда — атеросклеротической бляшкой, или тромбом, который сформировался в результате некоторых заболеваний, — имеет место инсульт ишемический. Кислородное голодание в закупоренном участке, опять же, приводит к гибели части клеток. Во время ангиографического обследования можно увидеть, где именно перекрыт сосуд, войти в него с помощью катетера и поставить стент для восстановления свободного кровотока…
Спинной мозг обеспечивает связь головного мозга со всеми органами и системами. Самые распространенные патологии спинного мозга — опухоли и межпозвоночные грыжи. Последние бывают и врожденными, однако чаще всего они также связаны со старением организма и изнашиванием, дегенерацией хрящевых тканей. Грыжа — это выпадение. В таком случае мы говорим о выпадении хрящевого диска, который выполняет роль амортизатора между позвонками. При выпадении в ту или иную сторону может пережиматься нерв. Отсюда и боль, которую чувствует больной. Причем боль, отдающая в ногу, — это характерный признак заболевания. «Стать на место» межпозвоночный диск уже не сможет. Однако в ряде случаев пациент не чувствует боли. Наличие же болевого синдрома — показание к оперативному вмешательству. Операция малотравматичная, выполняется через небольшой разрез. После удаления грыжи давление на нерв прекращается и боль отступает. Человеку с таким заболеванием необходимо впредь избегать подъема любых тяжестей, резких движений.
Такой патологией, как артерио-венозная мальформация, также занимаются нейрохирурги, а вот травмами позвоночника — преимущественно травматологи… Если во время гибели клеток головного мозга можно говорить об определенной компенсации, поскольку окружающие ткани способны брать на себя утраченные функции, то со спинным мозгом ничего подобного невозможно. Разрыв спинного мозга во время травмы означает, что все, что ниже участка разрыва, не будет функционировать. Спинной мозг не срастается…
Без фанатизма
— Никаких проблем с тем, чтобы попасть в клинику, нет. Ряд операций выполняется планово. Просто есть все-таки специфика учреждения… Операция по причине удаления грыжи диска — это операция, так сказать, областного уровня…
Лично я чаще выполняю операции по удалению опухолей и аневризм. Бывают довольно сложные случаи, когда для обсуждения лечения собирается консилиум. Это норма нашей работы. Здесь не важно, профессор ты или академик… Это всегда твоя личная учеба, которая не кончается никогда…
Нет, я не думаю об операции каждую минуту своей жизни. Сейчас я не нервничаю сильно… В выходные или после работы спокойно занимаюсь домашними делами. Другое дело, любую манипуляцию, безусловно, нужно обдумать. Но только в этих стенах…
Компьютерное оборудование позволяет в пределах центра следить за операцией. Не только в операционной, но и в своих кабинетах. Всего в Беларуси более 120 нейрохирургов, и это достаточное количество. Среди нынешних молодых специалистов есть несколько представительниц прекрасного пола. Кстати, в Беларуси нейрохирургами были всего три женщины — Мария Павловец, Римма Куприяненко, Нина Красильникова… Пол или звания в хирургии — не показатель. Как и в любой другой области это должно быть призванием…
Никогда особо не увлекался спортом. Вообще ничего не делаю постоянно — так, время от времени. Немного физических упражнений… Всего понемногу… Без фанатизма. Обливаться холодной водой да еще взрослому человеку — нет, это не полезно. У меня был один знакомый, все ледяной водой обливался. Однажды облился — и инфаркт… Не надо провоцировать слишком сильные скачки давления. Надо жить медленно, делать то, что приятно…
Конечно, я не представляю того времени, когда придется уйти с работы… Что делать дома?..
Я был во многих европейских клиниках. Иногда было легкое чувство зависти их оборудованию, инструментарию… А теперь никакой зависти. Я знал, что постепенно придет время, и у нас также будет надлежащее оснащение… Можно и здесь нормально жить и работать. Через две недели пребывания за границей я всегда чувствовал, что хочу домой. Поэтому никогда не хотел отсюда уезжать…
Светлана Борисенко. Фото Евгения Песецкого, 10 августа 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://old.zviazda.by/ru/pril/article.php?id=115325
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поздравил заведующего нейрохирургическим отделением Республиканского научно-практического центра неврологии и нейрохирургии, академика НАН Беларуси Арнольда Смеяновича с 75-летием. «Уверен, что Ваш талант, научный авторитет и богатый практический опыт будут и впредь способствовать развитию белорусской медицины, сохранению и укреплению человеческого потенциала нашей страны», — отметил глава государства.
Пресс-служба Президента Республики Беларусь.
Читайте также: