В Могилеве каждый месяц до 5 детей получают отравление лекарствами
Раньше, когда у меня начинались простуда или грипп, на свой страх и риск пила различные растворимые порошки, пока однажды не прочитала, что они содержат не очень безопасные для печени и почек дозы парацетамола… Но часто ли мы вникаем в те противопоказания, которые указаны не самыми большими буквами? Главное — «задушить» простуду на корню. И не только простуду. Помню, как однажды буквально из рабочего кабинета «скорая» забрала сотрудника с отеком Квинке — так его организм отреагировал на таблетку темпалгина, принятую от головной боли. О чем, кстати, было предупреждение в противопоказаниях. Последние изменения в правилах отпуска лекарств, которые предусмотрены 66-м постановлением Министерства здравоохранения, как раз и направлены на то, чтобы люди не экспериментировали на себе и не занимались самолечением. Известно, что навредить себе можно даже травами, если употреблять их, не зная о некоторых свойствах. Что уж говорить о таблетках!
Вот и на этот раз при первых симптомах коварной «инфлюэнцы» сразу же начала принимать меры. Достала из домашней аптечки ремантадин, а через день, когда он не помог, перешла на «АнГриМакс». При этом делала ингаляции и активно полоскала горло раствором с содой. Пока не поняла, что идти в поликлинику все равно придется. За соду мне и досталось от врача. Оказалось, она горло подсушивает, и лечить воспаление содой — это все равно, что сыпать соль на рану.
На мои сетования по поводу нововведений по отпуску лекарств (сейчас все рецепты, предъявленные покупателем, остаются в аптеке) и дополнительной работы для врачей, терапевт лишь тяжело вздохнула. А при упоминания об электронных рецептах даже возмутилась: «И где же вы здесь у меня видите компьютер? У нас в городе даже электронные талончики только в Центральной поликлинике существуют».
Когда покупала в аптеке выписанные мне лекарства, заметила, что рецепт на таблетки от кашля «Либексин» у меня не забрали. Ответили, что это не «тот препарат, который представляет для них интерес». Вот если бы там значились «Ибуклин» или «Ибузам» — другое дело. Эти препараты обладают высокой токсичностью и поэтому попали в список «ограниченных».
Главный врач Могилевской областной детской больницы Игорь Каско уверен, что изменения пойдут только на пользу потребителям.
— Нужно помнить, что полностью безопасных медицинских средств вообще в природе не существует, — говорит он. — Это все химические препараты, у каждого из которых много противопоказаний. Бесконтрольная закупка лекарств льготниками — а это чаще всего наши дедушки и бабушки — приводит к тому, что в квартирах образуются аптечные мини-склады. Люди делают запас на «черный день» и в большинстве случаев не успевают использовать эти лекарства до истечения срока годности. Это перевод денег и, что еще более опасно, угроза для здоровья тех же внуков.
Кстати, по словам заведующего реанимационным отделением этого учреждения Андрея Панова, в течение месяца в отделение попадает в среднем по 4-5 детей, «отведавших» бабушкины таблетки. Их привозят в крайне тяжелом состоянии — с низким давлением, с признаками брадикардии, а иногда и без сознания.
— Даже парацетамол при передозировке может привести к острой печеночной недостаточности, когда единственный выход — это пересадка печени, — подчеркивает заместитель главного врача областной детской больницы Елена Шулейко. — Отравиться можно даже «Нафтизином», если злоупотреблять этими каплями.
Елена Шулейко приводит примеры, когда в больницу попадают дети, которые из-за недосмотра взрослых проглатывают даже похожие на таблетки батарейки и получают при этом внутренние ожоги. Другие пробуют на вкус тоже похожий по внешнему виду на лекарства стиральный порошок в капсулах. И — совсем свежий пример. В три часа ночи в больницу привезли малыша, который съел таблетку «от моли». Бабушка не нашла ничего другого, как дать ребенку поиграть с блестящей бумажкой. Понятно, что на таких безответственных бабушек вряд ли подействуют изменения правил отпуска медпрепаратов. Но хватает и таких случаев, когда дети самостоятельно лакомятся «сладеньким» клофелином…
— Понятно, что технической работы медикам прибавилось, и это не всем по нраву, — рассуждает Игорь Каско. — Но хорошо ли, если больному выписывали таблетки на год, а он пользовался рецептом 2 года? Мол, я сам разберусь — зачем мне врач? А между тем, это неоправданный риск. Люди опасаются, что от изменений пострадают хронические больные. Но без лекарств они ни в коем случае не останутся. Закон предусматривает такие ситуации — пациенту выписывается сразу несколько рецептов на полгода. Потом опять нужно показаться врачу. И это именно в интересах больного, если он не хочет осложнений.
Антибиотики — вообще плохой «выход», если больной сам себе их назначает. Конечно же, это удар по иммунной системе. Почти на все эти препараты, кроме разве что амоксициллина и ампициллина, сейчас нужны рецепты. Хочешь — не хочешь, а придется идти к врачу.
Тот факт, что неправильное употребление таблеток может нанести очень значительный ущерб организму, подтверждает и главврач Могилевского областного противотуберкулезного диспансера Виктор Воробьев.
— В последнее время возникает достаточно серьезная проблема — устойчивость к антибиотикам, — говорит он. — И причина этого именно в самолечении. Если человек самостоятельно принимал, например, такой сильный антибиотик, как рифампицин, у него может развиться форма туберкулеза, устойчивая в отношении к этому средству. А случаев, когда человек простудился, начал лечиться самостоятельно, а потом попал к нам с воспалением легких, сколько угодно. Я считаю, что не в пользу медицинскому делу и реклама лекарственных препаратов в СМИ. Тот же гроприносин, который предлагается как средство от простуды, опасно принимать, не зная свой иммунный статус. Но купить его можно без рецепта…
Лекарственных средств, отпускаемых для лечения респираторных, инфекционных заболеваний и гриппа без рецепта врача, действительно хватает. Среди них — противовирусные арпетол или арбидол, ремантадин, интерферон, оксолиновая мазь, тот же «АнГриМакс». Нет ограничений по приобретению таких жаропонижающих и противовоспалительных средств, как ибупрофен, парацетамол или нимесулид. Не возникнет проблем с приобретением средств для поддержки иммунитета — вроде эхингина или циклоферона.
— Без рецептов врача сегодня отпускается около 60% всех лекарств, — уточняет заместитель генерального директора могилевского предприятия «Фармация» Елена Романенко. — Под контроль взяты именно те препараты, которые в целях безопасности принимаются под наблюдением врача. А также те, которые при неконтролируемом приеме могут вызвать побочные эффекты. И это, считаю, сделано правильно.
— Это все синтетические вещества, которые очень сильно воздействуют на чувствительную микрофлору человека, — добавляет Игорь Каско. — Бесконтрольное их применение может кардинально изменить ее и сделать некоторые микроорганизмы устойчивыми к препарату. Если учесть то, что человек — существо социальное, которое постоянно «обменивается» микроорганизмами с другими людьми, результаты могут быть совершенно неутешительными не только для кого-то лично. И нужного эффекта от лекарственного средства не будет.
Кстати, о том, какие лекарства сейчас продаются по рецептам, а какие — без, жители Могилева и Бобруйска могут узнать по телефонному номеру 169.
Нелли Зигуля, 21 ноября 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/11/61607.html
Читайте также: